1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 132

Региональные долги продолжили снижаться

В обзоре «Долги российских регионов в 2018 г.» аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» отмечают, что государственный долг субъектов Федерации снижается второй год подряд.

По состоянию на 1 января 2019 г., говорится в обзоре «Эксперт РА», государственный долг российских регионов составил 2206 млрд руб., что на 4,7% (109,1 млрд руб.) меньше объема долга на 1 января 2018 г. Прямой долг (без учета выданных государственных гарантий) субъектов РФ уменьшился на 4,4% (99,1 млрд руб.).

Государственный долг муниципалитетов, в свою очередь, незначительно увеличился до 371,9 млрд руб. (на 1,1%, или на 3,9 млрд руб.), а прямой долг увеличился на 2,4% (8,4 млрд руб.).

«Основной фактор снижения долга субъектов РФ — уменьшение долга по бюджетным кредитам: из 99,1 млрд руб. снижения прямого долга на снижение долга по бюджетным кредитам пришлось 70,4 млрд руб., — комментирует Александр Шураков, младший директор по корпоративным и суверенным рейтингам „Эксперт РА“. — В свою очередь, долг по банковским кредитам уменьшился на 30,9 млрд руб., а по государственным облигациям увеличился на 2,8 млрд руб. (в целом рыночный долг субъектов снизился на 28,1 млрд руб.)».

В 2018 г. номинальный объем прямого долга снизился у 67 субъектов, увеличился у 13 и у шести регионов остался нулевым.

Одни долги снижали, другие — наращивали

Лидерами по темпам снижения долга стали Кемеровская область, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа. Такое снижение долговой нагрузки, поясняют авторы обзора, было обеспечено существенным профицитом бюджетов, который во многом был обусловлен положительной внешнеэкономической конъюнктурой на ключевых сырьевых рынках. Так, благодаря относительно высоким ценам на уголь бюджет Кемеровской области уже второй год исполняется с профицитом более 20% ННД (20,1 и 26,4% в 2017 и 2018 г. соответственно). А профицит бюджетов НАО, ЯНАО, ХМАО — Югры и Иркутской области во многом был обусловлен платежами нефтегазодобывающих компаний по налогу на прибыль и налогу на имущество.

У большинства регионов, у которых увеличился объем долга, дефицит бюджета по итогам 2018 г. был относительно небольшой — на уровне –1—1,5% налоговых и неналоговых доходов (ННД). То есть, отмечают аналитики «Эксперт РА», рост долга в большинстве случаев был вполне управляемым процессом. Более того, замечают они, у Пермского края бюджет был исполнен с небольшим профицитом, поэтому увеличение долга краевого бюджета — временное явление, обусловленное управлением ликвидностью в период январских каникул: в предыдущие годы в течение января — февраля Пермский край, как правило, полностью погашал рыночный долг, который был привлечен в конце декабря.

Наибольший прирост прямого долга — у Московской области, Хабаровского края и Мордовии.

По сравнению с масштабами бюджета Московской области такой прирост долга, считают авторы обзора, не является значительным: бюджет был исполнен с весьма умеренным дефицитом на уровне 4,1%. Существенная часть долга направлена на финансирование расходов капитального характера, а не на финансирование текущих расходов. Также эксперты Агентства отмечают, что Московская область вполне эффективно управляет свободными остатками денежных средств, что позволяет ее бюджету получать дополнительный доход и частично компенсировать расходы на обслуживание долга: по итогам 11 месяцев 2018 г. доходы от размещения временно свободных средств бюджета на банковских депозитах составили 3,6 млрд руб., а расходы на обслуживание долга — 5,7 млрд руб.

Рост долга из-за существенного дефицита бюджета был зафиксирован в Республике Мордовия и Хабаровском крае. В последнем дефицит бюджета по итогам 2018 г. составил 13,1%. Итоги исполнения бюджета Мордовии за 2018 г. еще не опубликованы, но по итогам 11 месяцев дефицит бюджета указанного региона составил 29,8%.

По мягкому графику

2018 г. — первый год действия программы реструктуризации бюджетных кредитов, поэтому новые средне- и долгосрочные кредиты не выдавались (нет регионов, у которых был бы чистый прирост долга по бюджетным кредитам).

Регионы, участвующие в реструктуризации (а таких, замечают аналитики «Эксперт РА», большинство) должны были в 2018 г. выплатить всего 5% объема долга по бюджетным кредитам, который у них имелся по состоянию на начало 2018 г. Такой мягкий график погашения бюджетных кредитов запланирован и в 2019 г.

Текущий год, считают авторы обзора, для многих регионов станет определяющим. По условиям реструктуризации, если у регионального бюджета в 2018 и 2019 г. налоговые и неналоговые доходы росли выше темпов инфляции, то регион премируется переходом на «длинную реструктуризацию» — вместо текущих семи лет срок погашения бюджетных кредитов увеличивается до 12 лет.

Согласно условиям семилетней реструктуризации в 2020 г. подлежит погашению 10% долга по бюджетным кредитам, а в 2021—2024 гг. — по 20%. Поэтому если отдельные регионы не смогут по итогам 2019 г. уйти на «длинную реструктуризацию», то с 2021 г. у них остро встанет вопрос о необходимости погашения или замещения существенных объемов бюджетных кредитов. В случае если у региональных бюджетов не будет достаточных профицитов, то бюджетные кредиты придется замещать рыночным долгом, что повлечет рост расходов на его обслуживание, поясняют перспективы регионов аналитики «Эксперт РА».

Чистый коммерческий долг: почти чисто

Совокупный объем коммерческого (облигации и банковские кредиты) долга субъектов и муниципалитетов (1,46 трлн руб. на 1 января 2019 г.) сравним с объемом депозитов (1,31 трлн руб.), которые финансовые власти российских регионов разместили на 1 января 2019 г. на депозитах в банках. Причем, подчеркивают авторы исследования, большую часть 2018 г. чистый коммерческий долг региональных властей был отрицательным, то есть объем депозитов превышал объем рыночного долга: так, по состоянию на 1 ноября 2018 г. объем депозитов региональных властей почти на 587 млрд руб. превышал объем долга субъектов и муниципалитетов в виде облигаций и банковских кредитов. Существенная часть указанных депозитов — временно свободные, но уже законтрактованные деньги, а не накопленные профициты прошлых лет. Тем не менее, отмечают аналитики Агентства, на агрегированном уровне чистый рыночный долг российских регионов весьма незначителен или даже отрицателен.

В 2018 г. депозиты размещали 13 субъектов, а также муниципалитеты из трех регионов. По итогам 11 месяцев 2018 г. доходы от размещения средств бюджетов на банковских депозитах составили 78,9 млрд руб. Причем, подчеркивают авторы обзора, 76% указанных доходов приходится на долю бюджета Москвы. Совокупные расходы консолидированных бюджетов на обслуживание долга по итогам 11 месяцев 2018 г. составили 99,5 млрд руб.

Долговой портфель управляется активно

Большинство российских регионов активно управляют своим долговым портфелем — в частности, внутри года субъекты снижают объем долга по банковским кредитам. Это снижение фондируется либо за счет внутригодового профицита, либо за счет привлечения краткосрочных кредитов УФК, процентная ставка по которым составляет 0,01%. Так, по данным аналитиков «Эксперт РА», внутри года объем задолженности субъектов и муниципалитетов по банковским кредитам снижался с 908 млрд до 598 млрд руб.

Прирост банковского долга в декабре 2018 г., поясняют они, обусловлен в том числе замещением бюджетных кредитов, плановое погашение которых приходилось на конец года, а также для финансирования бюджетных инвестиций (на ноябрь — декабрь приходится, как правило, финансирование 40% годового объема бюджетных инвестиций).

Субъекты РФ — лидеры по темпам снижения прямого долга по итогам 2018 г.

Субъекты

Уменьшение прямого долга за 2018 г., %

Уменьшение прямого долга, млрд руб.

Профицит бюджета в 2018 г., млрд руб.

Профицит/ННД в 2018 г., %

Кемеровская область

–40,4

–22,6

36,1

26,4

Ненецкий АО

–39,8

–1,3

1,9

9,7

ЯНАО

–38,2

–8,0

45,2

23,4

Иркутская область

–33,9

–6,3

14,0

10,2

Республика Коми

–25,6

–9,7

10,2

13,6

Ростовская область

–25,0

–9,7

8,6

6,1

ХМАО — Югра

–24,6

–4,7

36,7

14,3

Астраханская область

–20,0

–5,6

7,3

21,3

Республика Карелия

–17,1

–4,2

4,2

15,8

Субъекты РФ — лидеры по темпам увеличения прямого долга по итогам 2018 г.

Субъекты

Прирост прямого долга в 2018 г., %

Рост прямого долга млрд руб.

Дефицит бюджета в 2018 г., млрд руб.

Дефицит/ННД в 2018 г., %

Московская область

32,4

31,5

–18,8

–4,1

Хабаровский край

19,3

7,9

–9,7

–13,1

Республика Мордовия

13,1

6,3

н/д

н/д

Магаданская область

7,1

1,0

–1,1

–5,3

Республика Бурятия

6,1

0,7

–0,2

–0,9

Красноярский край

4,5

4,5

–1,8

–0,9

Тамбовская область

4,1

0,7

–0,3

–1,2

Пермский край

3,3

0,6

Профицит 31,7 млн руб.

0,0

Республика Калмыкия

2,8

0,1

–0,1

–1,4

Ярославская область

2,8

1,0

–1,2

–2,1

Источник: расчеты «Эксперт РА» по данным Минфина России и финансовых ведомств субъектов РФ