Стартап и «цифровая экономика» — как не продешевить и сохранить суверенитет команды в условиях быстро меняющихся мировых экономических тенденций

| статьи | печать

Недавно в Москве прошел Московский урбанистический форум. В рамках форума подвели итоги конкурса MUF LAB 2018 по развитию городской среды. Победителем в номинации «Технологическое решение» стал проект Showroom 2.0 UHome российской компании UHome. Команда проекта разработала технологию имитации жилых пространств и функциональных помещений, которую называют «реальной реальностью» (в противовес виртуальной реальности). Технология позволяет имитировать воздействие всех сенсорных раздражителей (свет, запах, звук, воздушные потоки, тактильные ощущения), и человек ощущает себя внутри воспроизводимого физического объекта. Своим опытом разработки и реализации инновационных идей, опытом создания малого наукоемкого предприятия, знанием особенностей современной инновационной экосреды в России делится Александр Павлов, идеолог проекта UHome.

Наверное, не стоит повторять высказывания экспертов о специфике российской и мировой венчурной индустрии, о том, почему «у нас не взлетает, а у них взлетает». Бесполезно искать готовую инструкцию к действиям, нет плана, который приведет к успеху, зато впереди ждет увлекательный путь побед и поражений. Поэтому мы и хотим рассказать о своем уникальном пути, своей философии, выкристаллизованной за год жизни нашего стартапа, для того, чтобы предприниматели, начинающие свой бизнес и новые проекты, смогли сэкономить время и потратить его на обеспечение роста компании. Кроме того, есть определенные нетривиальные явления в российской предпринимательской и инновационной экосистеме, а также интересные мировые тренды, о которых также хотелось бы рассказать.

Рождение идеи

Свой путь мы начали примерно год назад. Изначально философской гипотезой, которую мы проверяли, было утверждение: «Единорога можно вырастить с нуля. Заработать триллион (а именно эта мера успеха показалась нам привлекательной и заводящей) можно только на перспективных технологиях, на идеях, которые будут править миром в обозримом будущем». Также мы решили: «Без взяток, без откатов, без распила, прописка в российской юрисдикции и работа в рамках правового поля».

Начали с формирования команды и организовали ее компактно, из трех человек: очень квалифицированного программиста, специалиста по продажам с десятилетним опытом работы и меня — бывшего госслужащего.

В ходе обсуждений и «мозгового штурма» сформулировали три идеи проектов, в которые верим и считаем «идеями на триллион». Здесь необходимо упомянуть об одном важном в венчурной индустрии термине «предвидение» («видение») — это способность предвосхищать будущее, детально описать технологию, которая в обозримом будущем изменит мир, и разработать поэтапный план ее реализации. На принципах «технологического предвидения» работает американская DARPA, имеющая отношение к разработке Интернета (протокол TCP/IP) и GPS. На Западе очень серьезно подходят к теме поиска перспективных решений и попытке до мельчайших деталей представить будущее, чтобы приступить к его материализации. Например, для большинства американских корпораций специальные фирмы готовят «технологические романы». Это такой нескучный способ стратегического планирования. Наблюдается повсеместный рост потребности в качественных форсайтах и стратегическом планировании среди государственных ведомств, институтов развития и коммерческих компаний, особенно с нарастанием текущей внешнеполитической напряженности.

Идеи проектов были сформулированы следующим образом:

1. Человекообъемный компактный носитель информации.

2. Органический электропровод.

3. Аккаунт-квартиры (гибридные апартаменты).

Начиная прорабатывать эти идеи одновременно, мы понимали, что они абсолютно разные по степени готовности существующих и перспективных технологических решений. В первой идее мы рассматривали отдаленные потребности в портативном устройстве, которое сможет уместить в себе сознание человека для его переноса и хранения, а также в устройстве, способном записать на себя всю информацию, которую содержит биологическое тело индивида. Последние исследования определяют объем памяти человеческого мозга (сознания человека) в 5–20 петабайт (эта цифра продолжает увеличиваться от исследования к исследованию). А «емкость всего человека», то есть объем информации, которую содержит в себе биологическое тело человека, включая всю генетическую информацию, оценивают в порядок секстибайта (1 секстибайт = 1024 экзабайт, 10^21). В третьей идее мы рассматривали более бытовые вопросы, а именно актуальные форматы частного и совместного проживания. На примере реализации третьей идеи и можно показать всю специфику русского венчура.

Как работать над идеей, чтобы она стала проектом?

Идея заключалась в реализации так называемых концепций аккаунт-квартиры и гибридных пространств.

Аккаунт-квартира — это пустая технологическая коробка (бетон или другие строительные материалы). Все стены, пол, потолок, двери, окна, бытовые приборы (нагрев и охлаждение доступны с помощью излучения), сантехника — это устанавливаемые в определенных зонах приложения. Выбранные и загруженные стены и прочие привычные вещи будут желаемого цвета, формы, текстуры, запаха. Внутренние перегородки и зонирование квартиры осуществляются также при помощи установки нужных приложений. Перегородки — возводимые дисплеи (например, паровые, как у японцев, или присоединяемые). Конфигурация квартиры устанавливается в личном кабинете по аналогии с установкой нужной настройки графического интерфейса, визуального оформления на персональном компьютере. Русская изба, лофт, техно, резиденция Президента, Тадж-Махал. Все конфигурации доступны за несколько минут. Созданный аккаунт можно настроить под офис и сдавать его, настроить под ночной клуб или просторную студию с видом на плесский променад. Все доступно за несколько минут в настройках личного кабинета. Это не технология виртуальной реальности (VR) — никаких очков. Просто привычные вещи в новом исполнении.

Понимая, что идеи ничего не стоят, мы не питали иллюзий. Зная золотое правило венчура: «проект нужно развивать на свои, пока это возможно», мы, тем не менее, решили пройтись по фондам, которые заявляют о различных форматах поддержки стартапов, в том числе на стадии идеи. Но энтузиазма не увидели. А вдруг мы сумасшедшие? Мы решили аккуратно обкатать нашу идею на различных аудиториях. Параллельно прорабатывая различные компоненты нашего проекта.

После ряда встреч с представителями Роскосмоса мы увидели проблему преодоления психологических барьеров человека, связанных с длительным пребыванием в ограниченных пространствах без набора привычных тактильно-сенсорных раздражителей (время года, время суток, гравитация, свет, запах, звук, тактильные ощущения). Психологическая нестабильность членов экспедиций ставит под угрозу реализацию сверхдорогостоящих миссий и программ. И вот уже наш проект решает задачу повышения вероятности реализации этих миссий с точки зрения человеческого фактора. Ведь то, как именно будет коротать свои свободные от колонизации далеких планет часы «вахтовик 21 века», при этом не сойдя с ума вдали от родного дома, мы должны понять уже сейчас.

Переработав огромное количество американских, китайских и индийских источников, мы увидели, что тема стоит на повестке дня не только у космических держав, но и у стран, строящих планы на арктический регион. Среди потенциальных клиентов на первом этапе мы видели государственные арктические проекты (Россия, США, Норвегия, Британия, Канада), космические программы — как государственные, так и частные (Россия, США, Индия, Китай, SpaceX, Virgin Galactic, Blue Origin). Эксперты подтверждали значительные риски многомиллиардных потерь из-за срыва дорогостоящих миссий. В первую очередь, по причине психологических проблем разряда ICE (Isolated, Confined, Extreme), возникающих у членов долгосрочных экспедиций и подтвержденных передовыми научными исследованиями стран, строящих планы освоения труднодоступных территорий (в том числе международное масштабное исследование «Марс-500», реализуемое в России).

Анализ источников убедил нас в том, что явных конкурентов у нас нет. А еще нам стало понятно, что запрос общества на реализацию концепций совместного проживания стоит на повестке дня как у корпораций, управляющих человеческим капиталом, так и у менеджмента мегаагломераций.

Мы начали ходить по всем возможным открытым и закрытым площадкам для обсуждения, собирая положительные отзывы и конструктивную обратную связь, в результате разработали прототип. Презентации проходили весело и ярко. Но поддержки от фондов на тот момент мы все еще не получили.

Развитие бренда как часть инновационного проекта и способ привлечения инвестиций

На следующем этапе мы начали развивать свой бренд. Это нашло отражение в четком позиционировании целей и задач проекта, в развитии сайта, в участии в Московском урбанистическом форуме и других мероприятиях, где мы можем рассказать о нашем проекте. Бренд основан на таком представлении проекта.

Проект UHome (Ты Дома) создает технологию имитации жилых пространств и функциональных помещений. Имитируются все сенсорные раздражители (свет, запахи, звуки, визуальный сигнал, температурный режим, атмосфера, движение воздушных потоков, тактильные ощущения), что позволяет добиваться ощущения нахождения внутри воспроизводимого физического объекта без ограничения по длительности и месту симуляции. Пользователи технологии могут загружать цифровые модели любых помещений, в т.ч. жилых квартир с видом из окон в реальном времени, трансформировать и объединять помещения в новые функциональные объекты. Реализация проекта поможет решить проблему длительных сенсорных деприваций участников дорогостоящих миссий и экспедиций (Арктика, космос, подземная инфраструктура), а выход продукта на рынок откроет возможность неограниченной индивидуализации жилых и рабочих пространств корпорациям и частным лицам1.

Анализ системы поддержки инноваций в России

Чтобы реализовать проект, необходимо проанализировать особенности российской инновационной экосистемы. Наш опыт позволил выявить минусы в этой сфере, которые тормозят развитие инноваций.

Главный минус, по нашему мнению, — в неумении рисковать в хорошем смысле этого слова. Ведь венчурные сделки — это, в первую очередь, высокорисковые сделки: формирование портфеля фондов, в котором 9 проектов будут провальными, но один из 10 даст 100-кратный рост всего портфеля. Это золотая формула.

Но специфика российских реалий вводит дополнительные, нерыночные риски, с которыми фондам приходится как-то уживаться. Поэтому фонды не рискуют, не растят специалистов, способных видеть тренды, оценивать риски и возможности.

В 2010 г., например, к РВК были озвучены серьезные претензии в том, что компания вместо венчурных инвестиций размещает выделенные бюджетные средства на банковских депозитах. Такая порочная практика, к сожалению, отмечалась и в других фондах, созданных с участием государственного капитала для инвестиций в развитие инновационной системы. После смены руководства РВК в 2016 г. была кардинально изменена ее стратегия присутствия на рынке, и мы уже видим некоторые позитивные изменения в реальных действиях компании.

Второе явление, которое препятствует развитию инновационных компаний, — это «междусобойчик», то есть вместо того, чтобы заниматься кропотливой работой по поиску, отбору и продвижению перспективных стартапов и команд, институты развития формируют свой пул подконтрольных компаний, пользуясь непрозрачностью инструментов отбора. В феврале 2018 г. Счетная палата РФ публично раскритиковала министра экономического развития Максима Орешкина2: «Например, предоставление финансовой поддержки четырем обществам с ограниченной ответственностью с одним и тем же учредителем, 22 малых предприятия зарегистрированы непосредственно перед предоставлением государственной помощи. Одни и те же предприниматели год от года, круг практически не расширяется».

Отсутствие экспертов, которые тонко чувствуют мировые тренды, а в идеале — и формируют их. Как следствие, отсутствие класса «продюсеров», которые из 100 безголосых певичек могут выбрать потенциальную звезду и вырастить многомиллиардного единорога.

Обратим внимание на содержательную часть выставок и конференций, проводимых с участием институтов развития. Участники и стартапы не верят в эффективность мероприятий. Сделки заключаются между титанами индустрии. И, как правило, это рамочные соглашения (результат их исполнения тоже хотелось бы проанализировать. Цифры называются многомиллиардные, и дальше — тишина). Сделок со стендами ЛПР прямо в ходе мероприятия не заключают. Возникает вопрос: нужны ли инновации, есть ли заказ? Нет живых сделок — нет драйва. Экспозиционное содержание и стендовая часть — это сплошные гастролирующие из года в год и с площадки на площадку экспонаты. Целые сегменты выставок — дроны, 3Д-принтеры, виртуальные очки. Вообще без привязки к годовой тематике и без развития по годам. Различные форумы воспринимаются участниками исключительно как событие (культурно-просветительское мероприятие), а не как элемент системы ключевых мероприятий отрасли, требующих вовлеченности в течение всего цикла (года).

Система отбора. Признанный факт мировой индустрии инноваций: идеи ничего не стоят, самое главное — команды и то, насколько быстро они могут совершать качественные итерации в разработке проекта. На мероприятия, организованные с участием институтов развития, приходят сотни талантливых команд, а степень их вовлечения стремится к нулю. Ни от одного фонда мы не слышали что-то из ряда: «Азарт у вас есть, но занимаетесь вы не тем, а заниматься нужно вот этим, здесь есть, к чему приложить ваши усилия, приходите с предложениями — и поговорим».

У институтов развития нет карт-бланша на выполнение долгосрочных и капиталоемких проектов и программ. Не всегда обоснованные проверки Счетной палаты и Прокуратуры уже давно привели к закручиванию гаек с отчетностью в Сколково. Надуманная бумажная волокита отталкивает перспективные команды и привлекает авантюристов и проекты от далеко не инновационных предприятий. Получатели грантов отмечают несопоставимость трудозатрат по подготовке заявки и написанию отчетности с предлагаемыми инструментами поддержки и развития.

Типовой диалог между стартапом и фондом, отражающий все указанные отрицательные стороны сложившейся инновационной системы:

«— Здравствуйте. Мы стартап, пришли на ваш конкурс идей.

— Привет. Мы фонд. Делайте проект и презентацию, идея какая-то непонятная.

— Добрый день. Мы приехали на конкурс проектов с презентацией.

— Привет. Пока не будет прототипа, не о чем говорить.

— Здравствуйте. Посмотрите прототип. Мы можем применить наш продукт там-то и там-то.

— Привет. Нужны продажи. Будут первые клиенты, тогда приходите.

— Здравствуйте. Мы выходим на самоокупаемость. Нужны инвестиции на масштабирование.

— Привет. Российский рынок маленький. Почему вы даже не задумывались о международных рынках и голубых океанах?..

— Алло, это вы тот стартап, про который пишет techcrunch? А можно мы на той выставке наш логотип у вас приклеим? Можете ли выступить на нашей конференции? Можем ли разместить ссылку на нашем портале? Вы же патриоты, а нам нужно наши KPI закрыть…»

Есть еще много симптоматичных аспектов специфики российского венчура, о которых мы не успеем рассказать в рамках данной статьи. Но многие тезисы, так или иначе, формулировались нашими коллегами на разных стадиях их пути.

Рекомендации стартапам

К сожалению, следствием этих факторов становится отток человеческого капитала, стартапов и перспективных команд из страны. Компании наподобие «WarGaming» предпочитают нероссийскую юрисдикцию.

Рекомендации стартапам, исходя из нашего опыта:

Ищите партнеров.

Если вы не можете убедить даже друга в том, что заработаете на этом, то как вы убедите инвесторов? Пройдя через фильтр критики партнера, вы сможете провести первичный стресс-тест своей идеи. Даже через месяцы совместной работы над проектом у нас в команде всплывало абсолютно разное восприятие деталей и компонентов.

Продавайте свое решение или продукт сразу же, то, что есть!

Идеальной версии или наиболее удобного момента не будет. В ходе доработки получите огромный объем полезной обратной связи. Изначально мы шли от решения задач преодоления сенсорных деприваций у покорителей дальнего космоса и арктических исследователей, а остальные рынки мы видели вишенкой на торте. В итоге сосредоточились на разработке уникальных цифровых шоу-румов для девелоперов. А Марс и Арктику рассматривали уже как перспективную «историю на триллион».

Cтарайтесь привлекать сторонние средства на максимально возможной поздней стадии разработки.

Первые венчурные инвесторы — друзья, родители, родственники. Они же — и бизнес-ангелы.

Как только вы привлекли первый раунд финансирования, возможности останавливаться для передышек уже нет. Когда снизится скорость притока новых ресурсов в проект, его тонкое кружево рассыплется в прах вместе с гениальной идеей. Но, конечно, возможны попытки № 2 и № 3.

Провоцируйте.

При существующем уровне «белого шума» привлечь внимание клиента или инвестора невозможно. Готовьте на свои презентации яркие вопросы и обескураживающие ответы. Приходится действовать жестко, обостряя игру, в том числе и у своих ворот.

Написание заявок на всевозможные конкурсы проектов и стартапов хорошо дисциплинирует.

Перекладывая идеи на бумагу и упаковывая их в нужные форматы, можно выявлять уязвимость проектов и получать новые неожиданные ответы на старые тупиковые вопросы.

Нет смысла ходить по мероприятиям в поисках идеи и вдохновения. Делайте любую промежуточную версию продукта и пробуйте ее продать. Только так появятся конструктивная обратная связь, партнеры и инвестиции.

Деньги в стране есть, и их нужно всеми возможностями привлечь в проект. Если жизнь — это борьба за выживание, то стартап — это постоянная битва. Нужны действия.

Сейчас мы выходим на новый этап развития и делаем разворот в сторону девелопмента и застройки, ведем переговоры с двумя девелоперами московской элитной недвижимости. Мы рассчитываем при поддержке российских фондов осуществить экспорт нашей технологии в виде готовых решений на зарубежные рынки. Нас ждет новый этап развития. С каким результатом мы пройдем его, будет зависеть и от нас, и от системы поддержки инноваций, надеюсь, что победим. Тем более, что сейчас Правительство РФ принимает беспрецедентные меры по развитию всех направлений так называемой «цифровой экономики». Через газету мы хотим обратиться к единомышленникам, тем, кто, как и мы, верит в то, что нет ничего невозможного, и готов двигаться вперед, глубоко анализируя альтернативные источники информации и доказывая системе, что инновационные технологии — это нефть 21 века.

1 uhorne.com

2 https://www.vedomosti.ru/politics/news/2018/02/07/750229-volodin-prigrozil-oreshkinu