Законопроект о выписках ФНС: помощь в проверке контрагентов или новые риски для бизнеса?

| статьи | печать

Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект № 909036-8 «О внесении изменения в Закон Российской Федерации „О налоговых органах Российской Федерации“». Речь идет о том, что Федеральную налоговую службу (далее — ФНС России) планируют наделить полномочиями анализировать данные о юридических лицах и формировать официальные выписки с результатами проверки. Что ожидает бизнес при внесении этих изменений, попробуем разобраться.

Правительство РФ предлагает закрепить в Законе Российской Федерации от 21.03.91 № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» полномочия ФНС России по проведению анализа (оценки) сведений о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, имеющихся у налогового органа, и формированию результатов указанного анализа (оценки) для их предоставления в виде выписки как самому юридическому лицу, так и иному лицу по их запросам.

Фактически такое техническое решение уже существует — с марта 2023 г. в рамках эксперимента на сайте ФНС России работает «Сервис оценки юридических лиц». Он обеспечивает автоматизированный анализ финансово-хозяйственного состояния юридических лиц и иной информации, характеризующей его деятельность, и получение выписки с результатами проведенной оценки. Но на текущий момент только по запросу самого юридического лица.

К сведению, этим сервисом воспользовались более 63 000 компаний, как следует из пояснительной записки к рассматриваемому законопроекту.

Действующей методикой оценки предусмотрена двухэтапная оценка параметров финансово-хозяйственного состояния юридического лица — анализ на соответствие 36 критериям (на текущий день). Часть критериев носит объективный характер — например, отсутствие задолженности по налогам или то, что компания не ликвидируется. Но часть критериев — например, отсутствие противоречий в налоговых декларациях по НДС, или достаточная налоговая нагрузка (которую определяет сам налоговый орган) — это некое усмотрение со стороны налоговых органов.

По сути в Законе Российской Федерации от 21.03.91 № 943-I Правительство РФ закрепляет уже существующую практику, плюс расширяет возможность получения таких автоматизированных выписок и третьими лицами.

Предполагается, что этот сервис поможет компаниям оценивать благонадежность контрагентов, в том числе при проведении закупок. Для государства сервис, например, может помочь нивелировать риски, связанные с неисполнением обязательств по госконтрактам.

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС России) и ФНС России уже сейчас прямо рекомендуют закрепить использование такого сервиса оценки в положениях о закупке организаций в целях подтверждения надежности поставщика (письмо ФАС, ФНС России от 15.05.2025 № ЕД-17-31/1324/МШ/45087/25 о совместной позиции по применению сервиса оценки юридического лица и сервиса оценки ИП при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ).

Также в случае возникновения налоговых споров налогоплательщик может использовать такую выписку, обосновывая добросовестность контрагента, указывая на ее официальный статус.

В то же время законопроект вызывает достаточно большое количество вопросов, например, таких как:

  1. Законопроект предусматривает, что ФНС России утвердит новую методику проведения оценки сведений о финансово-хозяйственной деятельности компании, поэтому возможны какие-то изменения в уже существующей методике. Но законопроект не предусматривает никаких четких требований к методике, то есть все отдано на откуп самой налоговой службе. И если субъективных критериев станет еще больше, это может стать проблемой для бизнеса, поскольку будут возникать конфликтные ситуации в результате выдачи некорректного анализа, который может привести к отказу в сделке со стороны контрагента или иных необоснованных ограничений прав компаний.

  2. Законопроект, с одной стороны, предусматривает достаточно четкий алгоритм корректировки результатов анализа налогового органа, если компания не согласна с ним. При этом предусмотрено, что в случае отказа в корректировке налоговый орган должен обосновать причины такого отказа.

Следует отметить, что установлен слишком короткий срок — пять дней с даты получения выписки для оспаривания ее результатов, учитывая, что к заявлению надо еще приложить документы, подтверждающие обоснованность внесения соответствующих корректировок.