Коротко о важном («ЭЖ Вопрос-ответ», № 09, 2018 г.)

| статьи | печать

Новации для имущественных налогов

Изменения в ст. 52 НК РФ касаются перерасчета транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц. Поправки в часть вторую Налогового кодекса затронули отдельные статьи глав 30 «Налог на имущество организаций», 31 «Земельный налог», 32 «Налог на имущество физических лиц» и касаются в основном порядка исчисления налогов при изменении кадастровой стоимости имущества.

Так, уточнен порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимости, предусмотренный п. 2 ст. 375 НК РФ. С 1 января 2019 г. налоговая база по таким объектам будет рассчитываться исходя из их кадастровой стоимости, указанной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

Кроме того, в новой редакции изложен п. 15 ст. 378.2 НК РФ, посвященный порядку определения налоговой базы в случае изменения кадастровой стоимости объекта. Законодатели детально прописали порядок расчета налоговой базы для разных ситуаций.

Если кадастровая стоимость изменилась из-за корректировки качественных и (или) количественных характеристик объекта, то это учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

Если изменения кадастровой стоимости объекта произошло вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости, информация об измененной кадастровой стоимости, внесенная в ЕГРН, учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения новых данных об изменяемой кадастровой стоимости.

Аналогичный порядок используется в случае:

— уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

— пересмотра кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;

— пересмотра кадастровой стоимости по решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости.

Если же кадастровая стоимость объекта меняется на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, то сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Обратите внимание: положения п. 15 ст. 378.2 НК РФ вступят в силу с 1 января 2019 г. и будут применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим так же с 1 января 2019 г.

Отметим, что аналогичные новации предусмотрены и для земельного налога. Соответствующие изменения содержатся в п. 1.1 ст. 391 НК РФ

(Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»)

Ставка НДС увеличена

Пожалуй, самое главное нововведение этого лета — увеличение ставки НДС. Согласно новой редакции п. 3 ст. 164 НК РФ с 1 января 2019 г. ставка НДС будет составлять 20% (напомним, что сейчас она равна 18%).

Также со следующего года придется уплатить налог по ставке 20% в том случае, когда налогоплательщик документально не подтвердит правомерность использования нулевой ставки НДС (абз. 3 п. 9 ст. 165 НК РФ).

Откорректировано и значение расчетной ставки НДС. С 1 января 2019 г. налог нужно будет рассчитывать по ставке 16,67% (сейчас используется ставка 15,25%). Это нововведение коснется:

— налогоплательщиков, реализующих предприятие в целом как имущественный комплекс (п. 4 ст. 158 НК РФ);

— иностранных организаций при оказании услуг в электронной форме через Интернет (п. 5 ст. 174.2 НК РФ).

(Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»)

Налоговый кодекс получил многочисленные поправки

Внесены поправки в часть первую Налогового кодекса. Они касаются:

— консолидированной группы налогоплательщиков;

— камеральных проверок деклараций по НДС;

— повторной выездной проверки по уточненной декларации;

— представления документов в рамках проверок;

— дополнительных мероприятий налогового контроля;

— налоговой тайны;

— контролируемых сделок.

В части второй Кодекса изменения затронули главы:

— 21 «Налог на добавленную стоимость» (экспортные операции, налоговые вычеты, заявительный порядок возмещения налога);

— 22 «Акцизы» (документальное подтверждение вывоза товаров за пределы территории РФ, обоснованности освобождения от уплаты акциза, возмещения сумм акциза);

— 25 «Налог на прибыль организаций» (порядок установления пониженных ставок налога субъектами РФ);

— 25.3 «Государственная пошлина» (пошлины, связанные с лицензированием энергосбытовой деятельности);

— 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

— 26.5 «Патентная система налогообложения» (технические поправки, связанные с изменением наименования закона о ККТ);

— 30 «Налог на имущество организаций» (исключение движимого имущества из объекта налогообложения).

На последней поправке остановимся подробнее, так как она касается большинства организаций. С 1 января 2019 г. полностью выводится из-под налогообложения движимое имущество. Для этого из ст. 374 НК РФ исключено упоминание о данном виде имуществе. Таким образом, со следующего года движимое имущество в принципе не будет признаваться объектом обложения налогом на имущество организаций.

Кроме того, в абз. 1 п. 2 ст. 374 НК РФ уточнено, что объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, а так же недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению.

Со следующего года утратят силу:

— подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, согласно которому не признаются объектами обложения налогом на имущество основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств;

— п. 3.3 ст. 380 НК РФ, предусматривающий налоговую ставку для движимого имущества, которое не освобождено региональными законами от налогообложения;

— п. 25 ст. 381 НК РФ, содержащий льготу для движимого имущества принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств;

— п. 2 ст. 381.1 НК РФ, в котором регионам дано право устанавливать дополнительные льготы в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более трех лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования.

Следует сказать, что из п. 1 ст. 381.1 НК РФ исключена ссылка на п. 25 ст. 381 НК РФ. Таким образом, со следующего года власти субъектов РФ могут вводить налоговые льготы только в отношении имущества, указанного в п. 21 и 24 (в части имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) ст. 381 НК РФ.

(Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»)

Нововведения по акцизам и не только

Внесены значительные поправки в главу 22 «Акцизы» и 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ. Изменения, связанные с подакцизными товарами, внесены и в главы 25 «Налог на прибыль организаций» и 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.

Следует отметить, что законодатели продлили до 2024 г. срок применения ставки в размере 3% в части федерального бюджета, 17% – в части бюджетов субъектов РФ. Соответствующее уточнение внесено в п. 1 ст. 284 НК РФ.

(Федеральный закон от 03.08.2018 № 301-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»)

Глава 34 НК РФ получила изменения

Внесены изменения в п. 10 ст. 427 НК РФ. Сейчас согласно этой норме Кодекса право на применение пониженных тарифов страховых взносов имеют плательщики, указанные в подп. 11 — 13 п. 1 ст. 427 НК РФ. Это организации и ИП, получившие:

— статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (подп. 11 п.1 ст. 427 НК РФ);

— статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (подп. 12 п.1 ст. 427 НК РФ);

— статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13. 07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (подп. 13 п.1 ст. 427 НК РФ).

Со следующего года п. 10 ст. 427 НК РФ будет регулировать правила применения пониженных тарифов только для организаций и ИП, указанных в подп. 11 п. 1 ст. 427 НК РФ. А правила применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками, указанными в подп. 12 и 13 п. 1 ст. 427 НК РФ перенесены в новый п. 10.1 ст. 427 НК РФ.

Кроме того, внесены изменения в подп. 7 п. 1 ст. 422 НК РФ. С 1 января 2019 г. не будут облагаться страховыми взносами стоимость проезда неработающих членов семьи «северных» работников (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работниками) и стоимость провоза ими багажа. Также не будут начисляться взносы на стоимость проезда или перелета неработающих членов семьи работника в отпуск за пределы РФ (включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг), рассчитанную от места отправления до границы или международного аэропорта.

(Федеральный закон от 03.08.2018 № 300-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Налоговые новации для участников свободной экономической зоны

В новой редакции изложен п. 1.7 ст. 284 НК РФ, в котором установлены ставки для организаций — участников свободной экономической зоны (СЭЗ). Со следующего года будут применяться следующие правила.

Нулевая ставка по налогу на прибыль в части федерального бюджета устанавливается в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации. Данная декларация должна соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Нулевая ставка применяется в течение десяти последовательных налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации указанного инвестиционного проекта в СЭЗ.

Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя ставка по налогу в части региональных бюджетов может быть установлена в размере от 0% до 13,5% в зависимости от вида осуществляемой деятельности в СЭЗ в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в такой зоне. При этом информация о проекте должна содержаться в инвестиционной декларации. Указанная налоговая ставка применяется в течение периода действия договора об условиях деятельности в СЭЗ.

Откорректированы положения п. 26 ст. 381 НК РФ. Данная норма Кодекса освобождает от уплаты налога на имущество организации, которые являются участниками СЭЗ. Сейчас, чтобы не платить налог, имущество должно быть создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны. Со следующего года данное условие меняется — от уплаты налога освобождается имущество, которое создано или приобретено для выполнения договора об условиях деятельности в СЭЗ.

Аналогичные поправки предусмотрены и в подп. 12 п. 1 ст. 395 НК РФ в части льготы по земельному налогу.

Организации и ИП, получившие статус участника СЭЗ в Крыму или г. Севастополе, смогут применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ. Информация о проекте должна содержаться в инвестиционной декларации. При этом физическим лицом, занятым в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, признается лицо, заключившее трудовой договор с плательщиком — участником СЭЗ, а его трудовые обязанности непосредственно связаны с реализацией инвестиционного проекта, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате реализации инвестиционного проекта. Перечень рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, утверждается плательщиком — участником СЭЗ по согласованию с органами управления СЭЗ по месту нахождения плательщика. Такие изменения содержатся в новой редакции подп. 11 п. 1 ст. 427 НК РФ.

(Федеральный закон от 03.08.2018 № 297-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»)

Введены правила налогообложения международных компаний

Правовое положение хозяйственного общества со статусом международной компании определено Федеральным законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ. В связи с этим нововведением потребовалось откорректировать отдельные положения Налогового кодекса. Так, в первой части НК РФ появилась новая ст. 24.2 «Международные компании и международные холдинговые компании», в которой установлены условия признания международной компании международной холдинговой компанией.

Глава 25 НК РФ дополнена ст. 275.3 «Особенности формирования стоимости имущества (имущественных прав) международными компаниями и иностранными организациями, признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации» и ст. 284.7 «Особенности применения налоговой ставки 0 процентов международными холдинговыми компаниями».

Кроме того, в ст. 285 НК РФ введен новый п. 3. В нем установлено, что первым налоговым (отчетным) периодом для международных компаний и иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами РФ, признается период, начинающийся соответственно с даты регистрации иностранной организации в качестве международной компании или с даты признания иностранной организации налоговым резидентом РФ.

(Федеральный закон от 03.08.2018 № 294-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных холдинговых компаний)»)