1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 63

Антимонопольный орган разъяснил, когда соглашения на торгах признаются антиконкуретными

В новом разъяснении ФАС России содержатся положения о том, как антимонопольные органы должны доказывать антиконкуретные соглашения на торгах. В том числе в ситуациях, связанных с несостоявшимися и формальными торгами.

Федеральная антимонопольная служба России обобщила практику по поводу заключения антиконкурентных соглашений при подготовке и участии в торгах. Речь идет о разъяснении от 30.05.2018 № 14 «О квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах», утв. протоколом Президиума ФАС России от 30.05.2018 № 7.

Что будут доказывать антимонопольные органы

При доказывании таких картелей доказыванию подлежит причинно-следственная связь между соглашением и наступившими или потенциальными последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах. Причем сам факт ограничения конкуренции в случае наступления либо возможности наступления негативных последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (запрет per se). Таким образом, антимонопольный орган должен доказать:

  • наличие устного или письменного соглашения;

  • предмет соглашения — торги, в отношении которых заключено соглашение;

  • состав участников соглашения, а также наличие между ними конкурентных отношений;

  • возможность наступления либо наличие последствий в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах;

  • причинно-следственную связь между соглашением участников торгов и наступившими (потенциальными) последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах.

Махинации с несостоявшимися торгами

Антимонопольные органы должны учитывать, что существует два варианта, когда торги признаются несостоявшимися.

Во-первых, когда признание торгов несостоявшимися является основанием для заключения контракта с единственным участником, подавшим заявку на участие в торгах и соответствующим всем требованиям торгов. То есть когда заключение контракта после признания торгов несостоявшимися еще не свидетельствует о нарушении. Например, согласно ч. 14 ст. 39.12 ЗК РФ, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся. Если единственная заявка на участие в аукционе и заявитель, подавший указанную заявку, соответствуют всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня рассмотрения указанной заявки обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.

Во-вторых, когда признание торгов несостоявшимися не влечет для такого участника возникновения права на заключение договора по результатам несостоявшихся торгов.

Формальные торги

Встречаются ситуации, когда компании устно договариваются о формальном участии в торгах. Это делается, чтобы выиграл конкретный участник, а торги не были признаны несостоявшимися из-за участия только одной организации.

В этом случае антимонопольный орган будет исходить из следующего: если процедура проведения торгов предусматривает признание их несостоявшимися при наличии лишь одного участника и не создает оснований для заключения договора с единственным участником, то соглашения двух хозяйствующих субъектов о совместном (согласованном) участии в таких торгах не будут квалифицированы как нарушение только лишь на том основании, что один из участников осуществляет пассивное поведение при проведении торгов или такое пассивное поведение является предметом их договоренности (п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Если нет иных доказательств, то прямым следствием такого соглашения является признание торгов состоявшимися и заключение договора. Это не может противоречить требованиям ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

В то же время при наличии других обстоятельств не исключено рассмотрение подобных действий по признакам иных антиконкурентных соглашений между участниками торгов либо между участниками и заказчиком (организатором) торгов.

Возможна и другая ситуация: по результатам несостоявшихся торгов единственный участник в связи с наличием соответствующих положений законодательства приобретает право заключения контракта или когда в торгах принимают участие иные невзаимосвязанные участники. В этом случае такое обоснование соглашения, как исключительно обеспечение признания торгов состоявшимися для заключения договора, не может соответствовать действительности и не должно приниматься. Тогда будут применяться подходы, изложенные в разъяснении Президиума ФАС России № 3 «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3).