Налоговый учет: предмет, объекты, принципы организации и модели

| статьи | печать

Как самостоятельный вид учета с соответствующими правилами группировки, оценки, признания доходов и расходов, необходимыми для целей налогообложения прибыли, налоговый учет появился с вступлением в действие главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Развитие налогового учета продолжается по настоящее время, что подтверждают многочисленные поправки, вносимые в названную главу. Для правильной организации налогового учета бухгалтеру компании необходимо понимать базовые принципы его построения.

Сущность налогового учета, его цели, предмет, объекты, принципы организации, особенности учета доходов и расходов определены в ст. 313-333 НК РФ. Так, в соответствии с нормой абз. 2 ст. 313 НК РФ под налоговым учетом следует понимать систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Предмет налогового учета, по мнению автора, можно рассматривать как применительно к конкретному налогу (налог на прибыль организаций, НДС, НДФЛ и т.д.), так и в отношении в целом выбранной налогоплательщиком системы налогообложения. В последнем случае к объектам налогового учета можно отнести объекты налогообложения в рамках общей системы налогообложения, специальных режимов.

Таким образом, при применении общей системы налогообложения объектами налогового учета могут быть прибыль, полученная по итогам отчетного (налогового) периода, операции по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и т.д. В рамках упрощенной системы налогообложения — это доходы и расходы организации.

Кстати

Напомним, что впервые учет для целей исчисления налогооблагаемой прибыли появился с 1 января 1992 г. с вступлением в действие Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль организаций» (в настоящее время не действует). Названным законом был установлен особый порядок определения выручки для целей налогообложения в условиях, когда товары (работы, услуги) реализуются по ценам ниже себестоимости. Таким образом, информация о доходах должна была формироваться уже не только в системе бухгалтерского учета, а дополняться сведениями из специальных аналитических документов (расчетов).

В дальнейшем с принятием новых законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих учет доходов и расходов для целей налогообложения прибыли, процесс разделения бухгалтерского и налогового учета только усиливался. Этому способствовали многочисленные дополнения и изменения, вносимые в упомянутый закон, в Положение о составе затрат <…> (утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, в настоящее время не действует) и в другие нормативные документы.

Если рассматривать налоговый учет применительно к отдельному налогу, и его объекты следует определять более конкретно. Как, например, это было сделано в Рекомендациях МНС России «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации» от 27.12.2001 года (далее — Рекомендации). Согласно Рекомендациям к объектам налогового учета следует отнести имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного налогового периода или налоговой базы последующих периодов.

Цели налогового учета сформулированы в абз. 4 ст. 313 НК РФ. Это:

— формирование полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода для целей налогообложения;

— обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля правильности, полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет налога.

В связи с поставленными целями в ходе осуществления налогового учета предполагается решать следующие основные задачи:

— полно и своевременно формировать и представлять заинтересованным пользователям данные налогового учета;

— правильно и своевременно исчислять налоговую базу, определять налог в соответствии с требованиями налогового законодательства;

— правильно и своевременно формировать подтверждение данных налогового учета.

Данные налогового учета — это информация, на основе которой налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода (абз. 1 ст. 313 НК РФ). Причем содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной (абз. 11 ст. 313 НК РФ).

Данные налогового учета должны содержать следующую информацию (абз. 10 ст. 313 НК РФ):

— о порядке формирования суммы доходов и расходов;

— порядке определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

— сумме остатка расходов (убытков), подлежащего отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

— порядке формирования сумм создаваемых резервов;

— сумме задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Конкретные способы учета доходов и расходов в рамках указанных выше пунктов отражаются налогоплательщиками в своей учетной политике для целей налогообложения.

Как подтвердить данные налогового учета

Данные налогового учета необходимо подтвердить. В качестве подтверждающих в налоговом законодательстве предусмотрены следующие документы:

— первичные учетные документы (в том числе справка бухгалтера);

— аналитические регистры налогового учета;

— расчет налоговой базы.

Первичные документы

В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» года (далее — Закон № 402-ФЗ) формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичной документации, в том числе бухгалтерских справок-расчетов, необходимо утвердить приказом об учетной политике. Таковы требования п. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, а также п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Таким образом, начиная с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, а носят рекомендательный характер.

В то же время, как разъяснено в информации Минфина России № ПЗ-10/2012, обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).

Регистры налогового учета

Согласно нормам ст. 314 НК РФ регистры налогового учета представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями 25 главы НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Другими словами, это документы налогового учета, содержащие совокупность показателей, которые прямо или косвенно влияют на размер налоговой базы. Такие документы налогоплательщик разрабатывает самостоятельно, учитывая при этом обязательные реквизиты, к которым относятся:

— наименование;

— период (дата) составления;

— измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

— наименование хозяйственных операций;

— подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Следует отметить, что основные регистры системы налогового учета были предложены в Рекомендациях МНС России. К ним относятся регистры промежуточных расчетов, регистры учета состояния единицы налогового учета, регистры учета хозяйственных операций, регистры формирования отчетных данных.

В регистрах промежуточных расчетов накапливается информация о показателях, необходимых для формирования налоговой базы, которые (показатели) не отражаются отдельно в налоговой декларации. К промежуточным относят, например, такие показатели, как стоимость объекта учета, стоимость списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО, величина сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату, величина резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода и др.

Регистры учета состояния единицы налогового учета служат для систематизации информации о состоянии объектов учета, которые будут использоваться более одного отчетного (налогового) периода и, следовательно, информация о них необходима будет на каждую отчетную дату. Это, например, основные средства, нематериальные активы, дебиторская и кредиторская задолженность и др.

В регистрах учета хозяйственных операций систематизируется информация о хозяйственных операциях, которые оказывают влияние на величину налоговой базы. К таким операциям относят, например, операции по приобретению имущества, работ, услуг, имущественных прав, по выбытию имущества (работ, услуг, имущественных прав), по поступлению и расходованию денежных средств, по определению расходов на оплату труда и др.

Регистры формирования отчетных данных в основном предназначены для формирования значений конкретных строк налоговой декларации — доходы от реализации, расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, внереализационные доходы и внереализационные расходы и др. Вместе с тем в таких регистрах выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в регистры учета состояния единиц.

Расчет налоговой базы

Расчет налоговрой базы — это документ, который налогоплательщик также разрабатывает самостоятельно на основании данных налогового учета в соответствии с требованиями ст. 315 НК РФ и предназначении для определения налоговой базы. На основании данного расчета налогоплательщик заполняет налоговую декларацию.

Расчет налоговой базы должен содержать такие показатели, как:

— период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);

— сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;

— сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;

— прибыль (убыток) от реализации;

— сумма внереализационных доходов;

— сумма внереализационных расходов;

— прибыль (убыток) от внереализационных операций;

— итого налоговая база за отчетный (налоговый) период. Из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу в порядке, предусмотренном ст. 283 НК РФ (п. 9 ст. 315 НК РФ).

При формировании расчета налоговой базы необходимо учитывать, что по отдельным операциям в налоговом законодательстве предусмотрен особый порядок определения налоговой базы. Имеются в виду особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, при использовании объектов обслуживающих производств и хозяйств, при передаче имущества (имущественных прав) в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда) в качестве имущественного взноса РФ, при реализации ценных бумаг, по доходам, полученным участниками договора простого товарищества и др.

Вместе с тем при определении налоговой базы следует отдельно определять финансовый результат в операциях по реализации амортизируемого имущества, имущественных прав, реализации имущественных прав (долей, паев), покупных товаров и прочего имущества.

Обратите внимание!

Формы регистров налогового учета, порядок отражения в них данных, а так же форму расчета налоговой базы, разработанные налогоплательщиком, устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Напомним, что под учетной политикой для целей налогообложения в соответствии со ст. 11 НК РФ следует понимать выбранную налогоплательщиком совокупность способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Принципы налогового учета

Налоговое законодательство предполагает, что налогоплательщики самостоятельно строят систему налогового учета, руководствуясь определенными принципами. Перечислим их.

Принцип последовательности применения норм и правил налогового учета. Имеется в виду, что выбранные налогоплательщиком способы и методы ведения налогового учета применяются последовательно от одного налогового периода к другому (абз. 5 ст. 313 НК РФ). Вместе с тем законодатель установил случаи внесения изменений в учетную политику. Это изменение законодательства о налогах и сборах или изменение применяемых методов учета, а также появление новых видов деятельности. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений законодательных норм (абз. 8, 9 ст. 313 НК РФ). Поскольку законодательно не установлено, когда принимается решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения в случае появления новых видов деятельности, то логично предположить, что таким моментом является начало осуществления этих видов деятельности (примечание автора).

Принцип непрерывности деятельности налогоплательщика. Так, в абз. 3 ст. 314 НК РФ указано, что формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

Принцип денежного измерения объектов налогового учета. При определении доходов и расходов налогоплательщика законодатель исходит из того, что они должны быть выражены в денежной форме (п. 1 ст. 41, п. 2 ст. 249, абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ).

Принцип имущественной обособленности организации. Имеется в виду, что имущество организации учитывается отдельно от имущества ее собственников и работников этой организации. Этот принцип вытекает из определения юридического лица, данного в пункте 1 статьи 48 ГК РФ. Напомним, что юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Принцип признания доходов и расходов исходя из выбранного налогоплательщиком метода. В условиях метода начисления доходы и расходы признаются в том отчетном (налоговом периоде), в котором они имели место, независимо от момента оплаты (денежными средствами, имуществом, имущественными правами) (ст. 271, 272 НК РФ). В бухгалтерском учете — это принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

В условиях кассового метода, наоборот, решающей при определении доходов и расходов для целей налогообложения является дата фактического поступления (выплаты) денежных средств (имущества, имущественных прав) (ст. 273 НК РФ). Следует отметить, что применение кассового метода весьма ограничено, поэтому многие авторы, определяя принципы налогового учета, в основном исходят из принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принципа начисления).

Принцип равномерности признания доходов и расходов (в отношении доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам) (п. 2 ст. 271, абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ).

Важно!

К элементам метода налогового учета, по мнению автора, следует отнести:

— первичную учетную документацию;

— оценку объектов налогообложения;

— аналитические регистры налогового учета;

— расчет налоговой базы;

— налоговую декларацию;

— внутренний контроль правильности исчисления и своевременности уплаты налога.

Модели налогового учета

Основные модели налогового учета предложены законодателем в ст. 313 НК РФ.

Первая модель предусматривает автономное ведение налогового учета, то есть параллельно с бухгалтерским учетом (применяются самостоятельные регистры налогового учета). При использовании этой модели в организации создается самостоятельное подразделение налогового учета, в котором работают специалисты в области налогообложения. Безусловно, это достаточно затратная модель, которую могут себе позволить только крупные организации.

В условиях этой модели каждая хозяйственная операция отражается дважды: в бухгалтерии — в регистрах бухгалтерского учета; в отделе налогового учета — в аналитических налоговых регистрах. При этом в аналитических налоговых регистрах отражается только та информация, которая учитывается для целей налогообложения. Таким образом, в условиях этой модели налогоплательщик определяет налоговую базу и исчисляет налог непосредственно на основании данных налоговых регистров, показатели которых формируются в соответствии с требованиями НК РФ. Следует отметить, что это является безусловным достоинством автономной модели ведения налогового учета.

Иными словами, бухгалтерский и налоговый учет ведутся независимо друг от друга, то есть параллельно. Общим для этих видов учета являются только первичные учетные документы.

Вторая модель предполагает ведение налогового учета в системе бухгалтерского учета. Данная модель в условиях среднего и мелкого бизнеса является самой востребованной, поскольку позволяет достаточно рационально, с наименьшими затратами, вести одновременно и бухгалтерский, и налоговый учет.

При использовании второй модели можно выделить два варианта построения налогового учета. Если в регистрах бухгалтерского учета содержится достаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, то отдельные регистры налогового учета создавать и вести не нужно (первый вариант).

Если же такой информации недостаточно, то налогоплательщики вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета (второй вариант). В условиях этого варианта налогового учета необходимо выделить:

— объекты учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета совпадают. По таким объектам достаточной для целей налогообложения будет считаться информация, содержащаяся в бухгалтерских регистрах;

— объекты учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета не совпадают, а также объекты учета, по которым составление отдельных аналитических налоговых регистров является обязательным в соответствии с налоговым законодательством (например, при учете финансового результата от реализации амортизируемого имущества, имущественных прав и др.). Для таких объектов следует разработать специальные налоговые регистры и установить порядок использования информации бухгалтерского учета в целях налогового.

Порядок ведения налогового учета в условии выбранной модели устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (на практике предпочтительным, на взгляд автора, является составление отдельного приказа, утверждающего учетную политику для целей налогообложения). Это связано с тем, что в налоговое законодательство, по сравнению с бухгалтерским, намного чаще вносятся изменения.

Другими словами, каждый налогоплательщик выбирает из различных вариантов учета, предложенных налоговым законодательством, те, что будут применяться в его организации.

Пример

В отношении налога на прибыль организаций в учетной политике для целей налогообложения налогоплательщик в силу особенностей и специфики своей хозяйственной деятельности предусматривает отдельные пункты в отношении:

— амортизируемого имущества (формирование первоначальной стоимости, определение срока полезного использования, метод начисления амортизации, применение амортизационной премии, использование пониженных и повышенных норм амортизации, налоговые регистры для налогового учета операций с амортизируемым имуществом и др.);

— материальных ценностей (оценка материалов, товаров при их приобретении и использовании, налоговые регистры для налогового учета операций с материалами, товарами и др.);

— затрат на производство продукции (работ, услуг) (перечень прямых расходов, порядок их распределения и др.);

— формирования резервов (по сомнительным долгам, на НИОКР, на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, на ремонт основных средств и др.);

— метода определения доходов и расходов и др.