Институт ответственности контролирующих должника лиц получил детальное регулирование

| статьи | печать

В Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) появилась новая глава, определившая статус контролирующих должника лиц, условия и порядок привлечения их к ответственности за действия, повлекшие банкротство общества, и нарушения законодательства о банкротстве.

Проблема ответственности контролирующих должника лиц является одной из наиболее острых и актуальных для участников хозяйственного оборота. Данный институт имеет определяющее значение для защиты интересов должников и борьбы с различными недобросовестными бизнес-стратегиями. Между тем до сих пор он функционировал не в полную силу.

В конце июля этого года был принят Федеральный закон от 29.07.2017 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и Кодекс Российской Федерации об административных правоотношениях», который дополнил Закон о банкротстве новой главой III. 2 «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве». Изменения вступили в силу 30 июля (за исключением некоторых положений).

Лицо может быть признано контролирующим по решению суда

Поправки уточняют данное в ст. 61.10 Закона о банкротстве понятие контролирующего должника лица. Под ним понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

При этом в новой редакции Закона о банкротстве установлено, что возможность определять действия должника может возникнуть у лица:

  • в силу нахождения с должником (руководителем или членами органов управления должника) в отношениях родства или свойства, должностного положения;

  • в силу наличия полномочий совершать сделки от имени должника, основанных на доверенности, нормативном правовом акте либо ином специальном полномочии;

  • в силу должностного положения;

  • иным образом, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника

.Для ряда лиц установлена презумпция наличия возможностей по определению действия должника. Пока не доказано иное, предполагается, что лицо является контролирующим, если оно:

  • являлось руководителем должника или управляющей организации должника, членом исполнительного органа должника, ликвидатором должника, членом ликвидационной комиссии;

  • имело право самостоятельно либо совместно с заинтересованными лицами распоряжаться 50% и более голосующих акций акционерного общества, или более чем половиной долей в уставном капитале общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, или более чем половиной голосов в общем собрании участников юридического лица либо имело право назначать (избирать) руководителя должника;

  • извлекало выгоду из незаконного или недобросовестного поведения лиц, уполномоченных выступать от имени организации (п. 1 ст. 53.1 ГК РФ).

Кроме того, арбитражный суд теперь имеет полномочия по признанию лица контролирующим по иным основаниям.

Номинальный директор может спастись от ответственности, подставив реального

Закон о банкротстве в новой редакции подробнее регулирует условия и основания привлечения к субсидиарной ответственности контролирующего должника лица, если его действия привели к невозможности полного погашения требований кредитора (ст. 61.11 Закона о банкротстве).

В общем виде данное правонарушение заключается в действиях и (или) бездействии контролирующего должника лица, которые привели к невозможности полностью погасить требования кредиторов. Контролирующие лица, в частности, могут нести ответственность в случаях, когда они одобрили сделки, которые причинили существенный вред имущественным правам кредиторов, или дали указание на их заключение. Также к обстоятельствам, указывающим на противоправность действий контролирующих лиц, закон относит:

  • отсутствие (или искажение) необходимой в соответствии с законодательством документации (в т. ч. бухгалтерского учета и (или) отчетности);

  • наличие требований кредиторов третьей очереди по взысканию задолженности, возникшей на основании вступившего в силу решения о привлечении должника или его генерального директора к уголовной, административной или налоговой ответственности;

  • внесение недостоверных сведений о юридическом лице (либо невнесение) в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Закон установил важное положение, направленное на стимулирование номинальных директоров и участников к раскрытию информации о подлинном контролирующем лице. Если такие лица укажут, кто за ними стоит, арбитражный суд сможет уменьшить размер или полностью освободить их от ответственности (п. 9 ст. 61.11 Закона о банкротстве).

Ответственность за невозможность полного погашения требований кредитора контролирующее лицо несет на началах вины. Оно не может быть привлечено к ответственности, если действовало согласно обычным условиям гражданского оборота, добросовестно и разумно в интересах должника, его учредителей (участников), не нарушая при этом имущественные права кредиторов, и если докажет, что его действия совершены для предотвращения еще большего ущерба интересам кредиторов.

Закон о банкротстве в новой редакции установил ответственность в форме взыскания убытков за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве) (ст. 61.13). Отдельно предусмотрена ответственность контролирующих лиц за подачу заявления о признании должника несостоятельным при наличии у последнего возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, а также непринятие мер по оспариванию необоснованных требований к должнику. Такие лица должны будут возместить кредиторам убытки, причиненные возбуждением производства по делу о банкротстве или необоснованным признанием (неоспариванием) требований кредиторов.

Привлеченное к субсидиарной ответственности лицо наделили правом регрессного требования

В статье 61.15 Закона о банкротстве в новой редакции закреплены права и обязанности лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности. Лицо, в отношении которого в рамках дела о банкротстве подано заявление о привлечении к ответственности, имеет права и несет обязанности лица, участвующего в деле о банкротстве в качестве ответчика.

За привлеченным к субсидиарной ответственности лицом признано право обратного требования (регресса) к должнику по делу о банкротстве в размере выплаченной суммы, которое удовлетворяется после всех других требований, включенных в реестр требований кредиторов, и требований, подлежащих удовлетворению после требований, включенных в такой реестр.

Закон также уточнил процедуры рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности (ст. 61.16 Закона о банкротстве), исполнения вынесенного по делу судебного акта (ст. 61.18). Определен порядок возмещения должнику убытков, причиненных ему лицами, имеющими фактическую возможность определять действия юридического лица, в случае введения в отношении должника процедуры, применяемой в деле о банкротстве (ст. 61.20 Закона о банкротстве).

Внесенными в КоАП РФ поправками установлена административная ответственность в том числе за:

  • нарушение саморегулируемой организацией арбитражных управляющих и ее должностными лицами требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;

  • невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, об устранении нарушений законодательства.