Нам дороги эти позабыть нельзя

| статьи | печать

В наше урбанизированное время верной приметой прихода весны становится не прилет ласточек, а ямочный ремонт дорог. Неважно каких — асфальтированных или без твердого покрытия. Неважно где — в городах или селах, потому что дорожная деятельность входит в функции муниципальной власти, кроме органов местного самоуправления в сельских поселениях и внутригородских районах.

В Московской области, дорогам в которой завидует пол-России, ямы на дорогах регионального и местного значения ликвидируют до 1 июля. Такое распоряжение дано главам муниципальных образований. Всего в этом году подмосковные власти намерены потратить на строительство, ремонт и содержание автодорог, за исключением федеральных трасс, почти 16 млрд руб. бюджетных ассигнований, складывающихся, как известно, из средств налогоплательщиков. Подводя итоги мая в эфире телеканала «360° Подмосковье», глава региона Андрей Воробьев заявил: «В этом году мы почти удвоили средства для того, чтобы еще активнее выйти на дороги».

На областном портале «Добродел», на котором в разделе «Автомобильные дороги» по теме «Ямы и выбоины» любой житель Подмосковья может оставить свое пожелание о дорожном ремонте, фиксируется ежедневно около 3500 сообщений о выбоинах: 3000 — от дорожных служб и 500 — от активных граждан. Все координаты заносятся в приложение «Дороги Подмосковья», то есть оцифровывается каждая яма для того, чтобы в режиме реального времени следить за ходом работ. Всего в этом году планируется заделать более 70 000 дорожных дефектов. По словам министра по дорожному хозяйству Игоря Трескова, каждую неделю ликвидируется 8000—9000 ям.

Такой статистики нет по шести сибирским городам — Барнаулу, Иркутску, Новосибирску, Омску, Томску и Чите, в которых Сибирский центр «Трансперенси Интернешнл — Россия» выяснял, кто и сколько зарабатывает на строительстве и ремонте дорог по государственным и муниципальным заказам. По свидетельству Комитета гражданских инициатив (КГИ), возглавляемого экс-министром финансов РФ Алексеем Кудриным, специалисты Центра проанализировали 575 контрактов и выяснили, что больше половины подрядов уходит в аффилированные с городскими администрациями компании. В итоге в этих городах находится в нормативном состоянии менее половины дорог и проездов, а в Омске — вовсе 19%.

По статистике ГИБДД, в этих шести городах в 2016 г. зарегистрировано 7586 дорожно-транспортных происшествий, в которых получили ранения 9283 человека, погибли 252 человека. И снова в лидерах Омск — 2320 ДТП. Исследователи утверждают, что в 55% аварий причиной происшествий во всех этих городах были дефекты дорожного покрытия, отсутствие разметки и дорожных знаков, другие инфраструктурные проблемы.

Примечательно, что, согласно социологическому опросу Центра стратегических исследований компании «Росгосстрах», новосибирцы дали хорошую оценку состоянию дорог в своем городе, но ГИБДД фиксирует самую высокую среди шести названных городов смертность при ДТП — 74 погибших сибиряка.

Аналитики свидетельствуют, что почти треть от совокупной суммы в 14,5 млрд руб. контрактов 2013—2016 гг. на ремонт дорог в исследованных городах приходится на Новосибирск. Самые скромные затраты в Томске — менее 1 млрд руб.

В каждом городе своя специфика распределения муниципальных заказов на ремонт дорог. Так, в Барнауле три группы собственников осваивают более 80% бюджетных денег, выделенных на устранение инфраструктурных дорожных проблем.

В Иркутске главные игроки в сфере дорожных работ — государственные и муниципальные предприятия. На них приходится до 60% контрактов. Можно предположить, что значительная часть работ выполняется субподрядчиками, которые определяются без публичного конкурса, заключают исследователи.

В Новосибирске при видимой конкурентной среде в реальности на долю двух крупнейших подрядчиков приходится 56% общей суммы контрактов. Причем эти компании были тесно связаны друг с другом.

В Омске 1,04 млрд из 1,9 млрд руб. совокупной контрактной суммы ушли в эти годы в ООО «Сибирский региональный союз» и ООО «Росстройгрупп», подвластные известной в городе семье предпринимателей.

В Томске 91,5% общей суммы контрактов досталось унитарному предприятию «Спецавтохозяйство г. Томска», учрежденному городской администрацией. Как результат — отсутствие возможностей для общественного контроля. Возможно, поэтому сибирский наукоград входит в тройку российских городов с самыми плохими дорогами.

Наиболее «туманная» ситуация в Чите, где по 11 контрактам 2013—2016 гг. нет сведений, доступных на официальном портале, об отремонтированных отрезках внутригородских дорог ни в заключенных контрактах, ни в актах выполненных работ. По бухгалтерской отчетности освоено 662,8 млн из 1,6 млрд руб., выделенных за четыре года из городского бюджета на ремонт читинских дорог.

По данным МВД России, в автомобильных авариях на дорогах России в 2016 г. погибли 20 308 человек. Число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и получивших увечья превысило 221 000 человек. Это население среднего российского города. К примеру, в городе Бийске Алтайского края проживает 202 826 человек.

У читателей «ЭЖ» есть возможность принять участие в проекте КГИ «Госзатраты: куда уходят наши деньги» напрямую — на сайте Комитета или опосредованно — с помощью ресурсов «ЭЖ». Мы будем признательны за достоверную информацию о положении дел в сфере дорожной деятельности в любом муниципальном образовании для публикаций в выпусках «Муниципального форума». При желании читателей, полученные от них сведения можем направить в КГИ.

Согласно ГОСТу Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», размеры дорожных ям не должны быть больше 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 см в глубину. А в соответствии со ст. 12 Закона «О безопасности дорожного движения» (от 10.12.95 № 196-ФЗ) содержание дорог должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Значит, гражданин РФ вправе требовать устранения на дороге ям таких габаритов.

Можно это попытаться сделать на сайте ГИБДД — сообщить об обнаруженной выбоине, снабдив сообщение фотографией, лучше не одной. Ответ из инспекции должен прийти в течение 30 дней. Если этого не случится, то о таком казусе опять-таки можно сообщить нам.

Напомним, что существует приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», за реализацию которого отвечает Министерство транспорта РФ. Согласно перечню правительственных поручений от 03.08.2016 № ДМ-П6-4620 по итогам заседания Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам в июле прошлого года ведомство подготовило Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры городских агломераций — ПКРТИ. На первом этапе, в течение 2017 г., планируется осуществить совместно с другими федеральными ведомствами, региональными властями, администрациями муниципальных образований и владельцами автомобильных дорог некапиталоемкие мероприятия по обустройству и ремонту дорожной сети. Начиная со следующего года предусматривается еще строительство и реконструкция автомобильных дорог. Выполнение намеченного должно к 2025 г. снизить в крупнейших агломерациях количество аварийно-опасных участков городских дорог на 85% по сравнению с текущим состоянием и довести до 85% долю протяженности дорожной сети городских агломераций, соответствующих нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию.

Затраты в разных городах России на 1 км дорог в 2017 г., руб.

Город

Сумма

Москва

23 619 583

Санкт-Петербург

14 251 932

Новосибирск

6 584 730

Иркутск

5 209 222

Томск

3 135 683

Барнаул

1 324 549

Омск

1 082 398

Чита

236 840

ИСТОЧНИК: КГИ по бюджетам городов на 2017 г.

Статистика ДТП со смертельным исходом по разным странам на 100 000 автомобилей в год

Страна

Показатель

Афганистан

722,4

Замбия

670,9

Зимбабве

429,8

КНР

104,5

Казахстан

101,4

Монголия

88,4

Азербайджан

83

Грузия

54

РФ

53,4

Украина

35,3

Белоруссия

32,9

Южная Корея

21,2

Хорватия

21,1

Литва

16,1

Польша

15,8

ИСТОЧНИК: КГИ по данным ВОЗ за 2013 г.