Анатолий Аксаков (СР): основные задачи, поставленные в майских указах президента, провалены

| прямая речь | печать
Загрузка плеера

Та истерия, которая сейчас развернулась в Соединённых Штатах Америки – цинизм американских политиков, реально имеет не только политические, а скорее, даже реально имеет экономические корни.

В этой истерии есть заказчик – экономические интересы, прежде всего, военно-промышленного комплекса, спецслужб, раздувая антироссийские темы, они тем самым рассчитывают на получение бюджетной поддержки, дополнительных расходов бюджета и, таким образом, будут удовлетворять свои финансовые амбиции.

На наш взгляд, ответом на такие действия США, да и других западных политиков, должно быть поступательное экономическое развитие, должна быть внятная экономическая политика, которую мы вместе с правительством должны разработать.

На днях председатель правительства представил президенту план действий правительства до 2025 г. и это вселяет надежду на то, что, наконец-то, появится внятная экономическая стратегия, которая позволит нашему обществу, нашему бизнесу представлять, что собирается делать исполнительная власть и, в соответствии с этим строить свою бизнес-политику.

Вот эксперты посчитали, бизнес говорит об этом, что только появление самой стратегии и утверждение этой стратегии даст прироста несколько процентов инвестиций в нашу экономику.

Но при этих надеждах есть и сомнения, которые вызваны нашей повседневной практикой, многогодовой практикой: разговоры о структурной перестройке российской экономики мы слышим с самого начала 90-ых годов, практически каждая концепция правительства, каждая программа правительства говорит о том, что необходимо осуществить структурную перестройку экономики, к сожалению, воз и ныне там.

Поэтому необходим очень трезвый, критический анализ и ситуации, и реализация тех программных документов, которые принимались нашей исполнительной властью. И здесь очень важно обратить внимание на майские указы президента, пятилетие которых мы с вами недавно отметили. Оценка реализации майских указов различна у правительства и у президента.

Правительство говорит о том, что они выполнены на 76%, то есть на три четверти, а президент говорит, что нерешенных задач гораздо больше, чем выполненных и это как раз самая критическая оценка, причем она, на мой взгляд, опирается, в том числе, на то, что основные задачи, которые были поставлены в майских указах, провалены. Должна была вырасти в 1,5 раза реальная заработная плата, она практически не выросла, должны были быть созданы 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, этого не сделано, производительность труда должна была вырасти в 1,5 раза, а она выросла на 4%, ну и так далее. Да, инвестиции, доля инвестиций должна была достигнуть 27% ВВП, а сейчас реально, по моим расчётам, 18%, Росстат там, изменяя постоянно свои методики, дотянул до 20%. Но всё равно это существенное отставание, а инвестиции в экономику это главное направление, которое позволяет и обеспечивать темпы экономического роста, ну и обеспечивать рост нашего благосостояния.

В комментариях по тем материалам, которые были представлены президенту, говорится о том, что план правительства предусматривает рост экономики в ближайший период, рост экономики на темпы выше среднемировых. Вот такая постановка она правильная, но недостаточная. Потому что мы должны иметь в виду, что 1% роста американской экономики это 200 млрд долл., 1% роста китайской экономики это 120 млрд, экономики ФРГ это 34-35 млрд, наша – 11-12% и соответственно рост там 3-5% даже для того, чтобы достигнуть, догнать ведущие мировые экономики, для нас недостаточно. Мы должны ставить более амбициозные задачи перед собой для того, чтобы выйти на соответствующий уровень инвестиций и соответственно роста экономики и благосостояния людей.

Ну и в чём действие государства? Прежде всего, это инфраструктура. Мы видим, что в бюджете, вот который мы с вами утвердили на 3 года, 2% ВВП. Значительно ниже.

Инвестиции к ВВП у тех экономик, которые обеспечили прорыв, экономический прорыв в своей стране: это и Сингапур, это и Китай, это и многие другие страны – 30-40% ВВП. И соответственно эта задача вот роста инвестиций к ВВП должна быть решена.

Мы в ближайшее время будем рассматривать изменения в бюджет на текущий год, и я хотел бы от имени фракции поставить вопрос о том, чтобы мы предусмотрели увеличение расходов на инфраструктуру для того, чтобы подтолкнуть уже оживающую нашу экономику к более существенному экономическому росту.

Далее, конечно, нужен порядок при использовании тех денег, не незначительных денег, которые мы выделяем на инфраструктуру. Счётная палата постоянно нам даёт пищу для размышлений. Скажем, по прошлому году деньги до Федерального дорожного фонда были доведены очень поздно. После этого Дорожный фонд, но с задержками, тоже начал выделять средства регионам. Самые лучшие климатические дни для проведения дорожных работ уже прошли, а только начинают проводиться конкурсы по привлечению строительных организаций для того, чтобы освоить выделенные деньги. Вот надо говорить, освоить, а не применить их для строительства дорог.

Здесь, конечно, мы должны просто потребовать от исполнительной власти, в конце концов, навести порядок и обеспечить ритмичное финансирование всех бюджетных направлений, которые закреплены в законе.

Мы с вами обсуждаем сейчас закон о реновации, разные его аспекты. На мой взгляд, вот эта идея о реновации может стать мощнейшим толчком для экономического роста.

Все знаете, что строительство является главным может быть, во всём мире причём, главным таким паровозом для экономического роста. И здесь вот от имени фракции мы ставим вопросы о том, чтобы этот закон был не только для Москвы, но и для всей Российской Федерации. Мы должны создать правовые условия для того, чтобы и Москва, и Чувашия, и Мордовия, и Марийская Республика могли применить этот закон для того, чтобы запустить процедуры реновации.

Здесь коллега от КПРФ говорил о том, что вот у банков деньги есть. Да, реально вот на данный момент мы наблюдаем так называемый профицит ликвидности, то есть кредитные организации имеют, правда, короткие, не длинные деньги, которые они могли бы направить в экономику. Но когда мы общаемся вот с этими потенциальными инвесторами, они говорят, что нет проектов. Когда беседуем с представителями бизнеса, они говорят, у нас есть проекты, но в банке деньги не дают. В связи с этим очень важно нам как раз эту работу организовать. И хотел бы вас проинформировать, вы представляете регионы, Внешэкономбанк в ближайшее время запускает так называемую «фабрику проектов». В регионах будут специально обученные люди, которые будут первичную работу выполнять по этим проектам. Ну, и далее уже будут приниматься решения о финансировании этих проектов. И вот есть идея о том, чтобы деньги банков, которые тоже будут участвовать в отборе проектов, и они очевидно будут отбирать те проекты, которые окупаются, ну, и эффективными должны быть со средствами Внешэкономбанка. Полагаю, что эта идея даст очень хороший эффект. Для этого надо принять в том числе закон о синдицированном кредитовании, мы его подготовили, вместе с правительством разработали. В ближайшее время внесём на рассмотрение Государственной Думы. И я рассчитываю, что депутаты его поддержат.

Некоторое время назад президент Обама говорил, что экономика России разорвана в клочья. Я встречаюсь со многими... Этого нет, мы все это видим, российская экономика доказала свою прочность, мощность, огромный потенциал. И вот важно, чтобы этот потенциал, в том числе с помощью законодательных мер, мы смогли с вами реализовать.

Вячеслав Викторович, в заключение хотел бы озвучить предложение. Сейчас, в ближайшее время, очевидно, будут представлены программы, и правительственная программа, «Стратегический план развития», долгосрочный план развития, будет программа Кудрина, возможно, она будет совпадать с правительственной. Есть программа, которую другие институты предлагают.

Я бы предложил организовать большие слушания, вот в этом зале. Но слушания не политические, а профессиональные, с тем, чтобы мы на профессиональном языке обсудили то, что предлагает правительство, другие институты, и предложили свои шаги, действия, в том числе законотворческие действия, для того чтобы эту программу реализовать.

 Выступление на пленарном заседания ГД 24 мая 2017 г.