1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 17

Полмиллиона за плохой ремонт!

Новая редакция Кодекса РФ об административных правонарушениях вступила в силу 18 марта 2017 года. Ее изменил Федеральный закон от 07.03.2017 № 26-ФЗ. Теперь установлена ответственность организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, за нарушение требований безопасности дорожного движения, если это повлекло за собой нанесение вреда здоровью пострадавшего. И штрафы стали больше.

Новые санкции

Если юридические шестеренки не смазаны финансовыми ресурсами, то не исключено, что слышно, как они работают, будет хорошо, а вот результаты будет видно плохо. Примерно так происходит с правовым регулированием, направленным на то, чтобы по нашим дорогам ездить было безопасно не только в танке.

Законодатель уж и так и эдак объясняет, какие на самом деле должны быть дороги. Например, есть Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в ст. 12 которого установлено, что «ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения». Есть ГОСТ Р 50597-93, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, в п. 3.1.2 которого указывается, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см. Есть и административная ответственность за «несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений», предусмотренная в ст. 12.34 КоАП РФ.

Остановимся на ст. 12.34 КоАП РФ, так как именно она интересна предпринимателям, занимающимся строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием дорог.

Принят Федеральный закон от 07.03.2017 № 26-ФЗ, который вводит полумиллионные штрафы для лиц, которые не обеспечивают безопасность дорожного движения в ходе проведения ремонтно-строительных работ.

Ранее размер штрафа по указанной статье составлял для должностных лиц от 2 тыс. до 3 тыс. руб. для юридических лиц – 300 тыс. руб.

Теперь ст. 12.34 КоАП РФ предусматривает следующие санкции.

Административная ответственность для должностных лиц составляет от 20 тыс. до 30 тыс. руб.; для юридических лиц – от 200 тыс. до 300 тыс. руб.

Также указанным Законом введена ч. 2 ст. 12.34 КоАП РФ, предусматривающая новую квалификацию административного правонарушения и ответственность, а именно: те же действия, повлекшие причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб.; на юридических лиц – от 400 тыс. до 500 тыс. руб.

При этом под легким вредом здоровью законодатели понимают кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, а под средним – неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее, чем на одну треть.

Таким образом, для должностных лиц штрафы выросли в 10 раз, а для юридических лиц они лишь немного изменились. Так что сотрудникам, ответственным за состояние дорожных сооружений, рекомендуем быть особо внимательными.

Анализ нормы

Рассмотрим ст. 12.34 КоАП РФ подробнее.

►Объект правонарушения – безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан, Правила дорожного движения, Правила по охране дорог и дорожных сооружений.

►Объективная сторона правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении правил: а) проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии; б) либо в непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. Например, бездействует лицо, которое при ремонте не обозначило сигнальными или аварийными знаками участки, угрожающие безопасности дорожного движения.

Данная норма является бланкетной. По конкретным проявлениям рассматриваемого правонарушения она в общем виде отсылает к Правилам по охране дорог и дорожных сооружений, поэтому в каждом случае следует устанавливать, какое правило нарушено. По юридической конструкции правонарушение образует формальный состав, считается оконченным с момента нарушения правил.

►Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

►Субъектами административного правонарушения признаются как граждане, должностные лица, так и юридические лица.

Необходимость изменения содержания статьи предопределена тем, что случаи разрушения проезжей части, обочин, обстановки дороги, искусственных сооружений, загрязнения дороги в реальности происходят довольно часто и лица, совершающие данные деяния, должны нести соответствующий вид правовой ответственности в размерах, достаточных для частичного погашения ущерба, причиненного ими дорожному хозяйству. Статья 12.34 КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов и иных дорожных сооружений либо за непринятие мер по предотвращению возникновения, а при возникновении – мер по устранению ситуаций, угрожающих безопасности дорожного движения.

Отметим, что при проведении на дорогах ремонтных работ достаточно часто наблюдаются ситуации, когда в соответствии с требованиями безопасности устанавливаются соответствующие знаки, ограничивающие скорость движения транспорта, устанавливаются ограждения, заужающие ширину проезжей части, однако ремонтные работы при этом не ведутся, что приносит значительный ущерб пользователям дорог.

В связи с этим предлагается такое изменение текста статьи: «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному выполнению ремонта...» И далее по тексту.

Второй вариант обеспечения адекватной административно-правовой ответственности предусматривает разработку и включение в Особенную часть КоАП отдельной, самостоятельной главы «Административные правонарушения в области дорожного хозяйства», предусматривающей административную ответственность за правонарушения, допускаемые при осуществлении следующих направлений дорожной деятельности:

–при оценке состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений;

–выполнении проектно-изыскательских работ;

–осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений;

–осуществлении независимого контроля за своевременным, качественным выполнением в полном объеме научно-исследовательских работ, работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений;

–исполнении государственными органами возложенных на них полномочий, включая обоснованное планирование, финансирование дорожных работ;

–обеспечении сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений;

–обеспечении безопасности ведения дорожных работ;

–обеспечении соблюдения экологических норм и правил в процессе выполнения дорожных работ.

Предпринятое в рамках настоящей статьи сравнительно-правовое исследование определило проблему совершенствования действующего законодательства в сфере повышения ответственности за правонарушения, допускаемые в области автомобильных дорог и дорожной деятельности как крайне актуальную.

Резюме

Совершенствование Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности...» в части, касающейся автомобильных дорог и дорожной деятельности, путем включения в них новых норм об ответственности позволит не только оптимизировать систему ответственности пользователей дорог и организаций, осуществляющих эксплуатацию дорог, но и, что принципиально важно, привести в порядок систему ответственности органов управления дорожным хозяйством, а также их руководителей.

Такое решение позволит кардинально изменить всю сложившуюся систему управления дорожным хозяйством и будет способствовать активизации строительства новых автомобильных дорог и приведению существующей дорожной сети в состояние, отвечающее требованиям нормативно-технических документов.

Кроме того, ст. 19.5 КоАП РФ дополнена нормами об ответственности должностных лиц и организаций, не выполняющих предписания или представления по устранению недочетов или ремонту дорог, вынесенные федеральными органами. За такое административное правонарушение предусмотрен штраф для должностных лиц в размере 30–50 тыс. руб., а для юридических – от 100 тыс. до 200 тыс. руб. За повторное нарушение в течение года правонарушителей – должностных лиц могут оштрафовать уже на 70–100 тыс. руб. либо дисквалифицировать на срок до 3 лет, а компаниям грозит штраф от 200 тыс. до 300 тыс. руб.