1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 104

Доля среднего и малого бизнеса в госзакупках может вырасти до 10 трлн руб.

В нынешнем году размер госзакупок у средних и малых предприятий, по прогнозам «ОПОРЫ России», составит свыше 2 трлн руб. А в 2017 г. этот показатель может вырасти до 10 трлн руб. за счет изменений в системе закупок ГУПов и МУПов. Будущее выглядит заманчиво, но пока интерес среднего и малого бизнеса к госзакупкам снижается из-за излишне жестких технических требований заказчиков.

Одним из значимых для бизнеса событий этого года президент «ОПОРЫ России» Александр Калинин считает кардинальные изменения в сфере закупок государственных корпораций, а с 2017 г. ожидаются аналогичные перемены в системе закупок, проводимых государственными унитарными предприятиями (ГУПами) и муниципальными унитарными предприятиями (МУПами).

«К концу 2016 г. объем закупок госкорпораций у субъектов малого и среднего предпринимательства составит более чем 2 трлн руб., а в 2017 г., с учетом нововведений в законодательстве, этот показатель может составить до 10 трлн руб.», — отметил лидер бизнес-объединения в ходе выступления на VIII Ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России».

Возможности для расширения участия малого и среднего бизнеса (МСБ) в закупках государственных и муниципальных унитарных предприятий действительно есть. Сегодня, по данным Федеральной антимонопольной службы России, порядка 95% анонсированных ГУПами и МУПами закупок, проводимых согласно Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», организуются на неконкурентной основе.

В соответствии с принятыми нововведениями, по словам А. Калинина, ГУПы и МУПы смогут использовать положения Федерального закона № 223-ФЗ лишь в случаях, если закупки финансируются за счет грантов или когда исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (за исключением контрактов, заключенных на основании нормативных правовых актов Президента или Правительства РФ). «Во всех остальных случаях закупки должны будут осуществляться согласно Федеральному закону № 44-ФЗ „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“», — подчеркнул глава «ОПОРЫ».

Причем более отдаленные перспективы участия МСБ в госзакупках выглядят еще более оптимистично. Согласно Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г., одобренной в июне правительством, предполагается постепенно наращивать квоту средних и малых предприятий в закупках до 25%.

Пока же ситуация с участием МСБ в госзакупках, как показал опрос 2000 компаний среднего и малого бизнеса, проведенный «ОПОРОЙ» совместно с Промсвязьбанком, остается довольно спорной. С середины 2015 г. по III квартал текущего года доля субъектов МСБ, принимающих участие в госзакупках, существенно сократилась (с 24 до 15%). Причем самое большое снижение отмечено среди субъектов микро- (с 21 до 12%) и малого бизнеса (с 28 до 18%).

Основной причиной отказа руководителей средних и малых предприятий от участия в госзакупках, согласно ответам 42% опрошенных, становятся трудновыполнимые технические требования. Многие из них оборачиваются для бизнеса столь высокими издержками, что перекрывают потенциальные выгоды от получения заказа.

Большая часть госзаказчиков, по словам г-на Калинина, настаивают на сертификации продукции, даже в случаях, когда она необязательна. Затем следует проверка сертификата центрами сертификации, которые пользуются доверием заказчика, что по существу превращается в двойную сертификацию. В результате размер всех затрат, связанных с сертификацией продукции, может составлять около 1,5 млн руб. А это уже сумма, зачастую неподъемная для многих малых предпринимателей.