Нефтегазовый сектор чувствует себя все лучше

| статьи | печать

Ключевая для российской экономики нефтегазовая отрасль к концу года будет генерировать положительный свободный денежный поток — таков главный вывод августовского исследования аналитиков «Сбербанка CIB». А выйти в плюс отрасль должна уже в сентябре.

В июле свободный денежный поток в отрасли резко сократился, но августовские факторы способствовали заметному улучшению ситуации: завершился дивидендный сезон, невелики были выплаты по внешнему долгу, снизилась экспортная пошлина (она рассчитывается по цене предыдущего периода, когда нефть была дешевле), произошла позитивная переоценка свободных денежных потоков сектора в связи с ослаблением рубля.

Несмотря на августовское падение доходов от экспорта нефти и газа (поставки в страны дальнего зарубежья уменьшились в августе по сравнению с июлем на 10%), свободные денежные потоки нефтегазового сектора в августе заметно выросли. Главная причина такой стабилизации — в том, что выплаты по внешнему долгу были приблизительно на 40% меньше, чем в июле: 1,8 млрд долл. против 3,0 млрд долл.; среднемесячные выплаты в 2016 г. — 2,5 млрд долл. В сентябре выплаты по внешнему долгу снова увеличатся, но, считают аналитики «Сбербанка CIB», компании смогут пролонгировать более 70% обязательств.

Завершился сезон дивидендных выплат, что существенно ослабило давление на свободные денежные потоки. Большую часть дивидендов нефтегазовые компании выплатили еще в июле (55%, 4,3 млрд долл.), а остальное (3,5 млрд долл.) — в первой половине августа, сообщает «Сбербанк CIB»

Разрыв между ценами на нефть и перерасчитанной экспортной пошлиной оказался выгоден нефтегазовому сектору, продолжает «Сбербанк CIB». Цена, по которой рассчитывалась августовская экспортная пошлина (44,88 долл. за баррель за период с 15 июня по 14 июля), была ниже средней спотовой цены минувшего месяца (47,20 долл. за баррель). В начале года этот разрыв также был выгоден нефтегазовым корпорациям (особенно с марта по июнь), в июле же пошлина рассчитывалась по цене, превышавшей среднюю спотовую.

Если не учитывать влияние колебаний обменного курса и нефтяных цен на свободные денежные потоки, а также проигнорировать дивидендные и налоговые выплаты, чистый консолидированный показатель в августе был позитивным — +0,3 млрд долл. (в июле — –0,7 млрд долл.).

По данным Центробанка, совокупный размер корпоративных валютных депозитов в августе не изменился по сравнению с июлем. В предыдущие пять месяцев он непрерывно сокращался: с марта, когда был зафиксирован максимум, корпорации отозвали с банковских валютных счетов в общей сложности 17 млрд долл. В августе этот показатель стабилизировался, несмотря дефицит счета текущих операций. Более того, статистика ЦБ свидетельствует и о некоторой стабилизации краткосрочной валютной ликвидности в августе: она за месяц уменьшилась всего на 2,5 млрд долл. после июльского сокращения на 7,0 млрд долл., вызванного выплатой дивидендов.

Оба этих обстоятельства подтверждают прогноз «Сбербанка CIB», что в оставшиеся месяцы 2016 г. корпоративные валютные депозиты и краткосрочная долларовая ликвидность будут расти.

Экспорт нефти продолжал сокращаться третий месяц подряд — с 5,1 млн баррелей в сутки в июле до 4,6 млн баррелей в сутки в августе; это минимум с декабря 2014 г. Но сокращение экспорта было компенсировано дальнейшим увеличением внутренней добычи, которая в августе выросла на 6,4% по сравнению с июлем. В июле очищенные внутренние цены (то есть цены за вычетом пошлин и транспортных расходов) обгоняли очищенные экспортные цены, в августе наоборот — из-за снижения экспортных пошлин и роста экспортных цен на нефть. Как следствие, пишут аналитики «Сбербанка CIB», выручка нефтегазового сектора в помесячном выражении не изменилась.

Экспорт газа в страны дальнего зарубежья, на долю которых обычно приходится 17% совокупного нефтегазового экспорта, в августе увеличился на 9%, продолжится рост экспорта и в сентябре: Россия продолжает сокращать экспорт нефти и нефтепродуктов в преддверии запланированного на конец сентября неофициального саммита ОПЕК.

Уменьшение внешних погашений означает падение спроса на ликвидность и, как следствие, стабилизацию рубля. С августа годовой базисный своп расширился более чем на 30 базовых пунктов, что отражает политику ЦБ, направленную на сокращение долларовой задолженности (уменьшение операций валютного РЕПО, повышение норм резервирования). Расширение было постепенным, что означало меньшее давление на рубль, но также и меньший потенциал будущего укрепления, констатируют аналитики «Сбербанка CIB» — и обещают дальнейшее расширение базисного свопа до конца года, что будет оказывать давление на рубль. Это объясняется тем, что перед праздниками банки аккумулируют более значительные валютные вложения, чтобы удовлетворить растущий спрос со стороны физических и юридических лиц.