1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 243

Бюджеты вечного кризиса: состояние стабильно тяжелое

Шквалы финансовых кризисов потрясают экономики всех стран и благополучно минуют российские муниципии. У местных бюджетов наших муниципальных образований финансовый кризис — явление постоянное. Исключение — крупные городские округа.

Четверть века тянется реформа местного самоуправления в стране, и все эти годы не стихают дискуссии о недофинансировании власти шаговой доступности для населения.

Вот и в 2015 финансовом году местные бюджеты были исполнены с дефицитом в 63,3 млрд руб.

«Шагреневая кожа» собственных доходов местных бюджетов

Это неплохой результат, утверждают специалисты Минфина России, осуществляющие мониторинг местных бюджетов по итогам каждого финансового года. Ожидалось, что превышение объема расходов местных бюджетов над суммой их доходов составит 195,2 млрд руб. Такая планка была установлена главным финансовым ведомством страны, несмотря на то что в предыдущем году дефицит местных бюджетов составил 54,5 млрд руб. Значит, в министерстве не верят в способность органов местного самоуправления управлять общественными финансами.

В сравнении с 2014 финансовым годом совокупная сумма собственных доходов городских поселений в 2015 г. уменьшилась на 14,1 млрд руб., или на 3,9%, городских округов — на 35,3 млрд руб., 3,1% соответственно. Доходы сельских поселений сократились на 0,4%. Только бюджеты муниципальных районов показали прирост в 0,8%.

Финансовые ручейки в местные бюджеты иссякали в прошлом году, по версии Минфина России, по причине сокращения по сравнению с предыдущим годом налоговых доходов на 7,4% и объемов межбюджетных трансфертов (без учета субвенций) на 5,9%.

Уменьшение налоговых поступлений на поселенческом уровне связано:

  • с передачей в бюджеты муниципальных районов из бюджетов сельских поселений части нормативов поступлений от НДФЛ и ЕСХН в связи с перераспределением ряда вопросов местного значения с уровня сельских поселений на уровень муниципальных районов;

  • с сокращением объемов дотаций, субсидий;

  • с уменьшением поступлений по неналоговым доходам.

На снижение собственных доходов городских округов повлияло сокращение поступлений по неналоговым доходам на 10,4% и уменьшение объемов субсидий на 13,3%, которые были частично компенсированы увеличением объемов дотаций на 10,4% и налоговых доходов на 1,7%.

Основным бюджетообразующим налогом для местных бюджетов по-прежнему остается НДФЛ, доля которого в налоговых доходах местных бюджетов в 2015 г. составила 61,8% (рост к 2014 г. на 3,1%). Годом раньше было снижение по сравнению с 2013 г. на 7%.

На рост налоговых доходов повлияло и то, что наряду с отчислениями от НДФЛ органами государственной власти субъектов РФ установлены постоянные единые нормативы отчислений по следующим видам федеральных и региональных налогов и сборов:

  • налог на имущество организаций — в десяти регионах;

  • налог на прибыль организаций — в четырех регионах;

  • транспортный налог — в шести регионах;

  • налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых — в 13 регионах;

  • налог на игорный бизнес — в пяти регионах;

  • налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — в 30 регионах;

  • налог на добычу прочих полезных ископаемых — в семи регионах;

  • отдельные акцизы от подакцизных товаров (за исключением акцизов на нефтепродукты) — в четырех регионах.

Поступления по неналоговым доходам сократились на 35%.

В целом снижение собственных доходов муниципалитетов в 2015 г. произошло в 52 субъектах РФ. Рост собственных доходов в местных бюджетах по сравнению с 2014 г. отмечен в 31 регионе (по Республике Крым и городу Севастополю сравнение не проводилось).

Растут объемы межбюджетных трансфертов и самообложения граждан

Дефолта на местном уровне не происходит благодаря безвозмездным финансовым вливаниям в местные бюджеты из вышестоящих бюджетов. Структура межбюджетных трансфертов в 2015 г. выглядела следующим образом:

  • субвенции — 55,9%;

  • субсидии — 23,7%;

  • дотации — 13,7%;

  • иные (другие безвозмездные поступления) — 6,7%.

По сравнению с 2014 г. объем субсидий органам местного самоуправления, в том числе на реализацию инфраструктурных проектов и софинансирование вопросов местного значения, уменьшился на 13,2%.

По другим видам межбюджетных трансфертов наблюдался рост.

Объем дотаций в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличился на 7,1% и составил 303 млрд руб. Из них 157,8 млрд руб. (+8,9%) поступило в бюджеты муниципальных районов, 76,9 млрд руб. (+10,6%) — в бюджеты городских округов, 67,5 млрд руб. (–0,6%) — в бюджеты городских и сельских поселений.

Общий объем субвенций в 2015 г. вырос по отношению к 2014 г. на 2,9%. Основной объем субвенций был предоставлен муниципальным районам — 52,7% (653 млрд руб.). Городские округа получили 581,8 млрд руб., или 47% от общего объема субвенций. Такое распределение связано с преимущественным делегированием государственных полномочий на уровень муниципальных районов и городских округов.

Наряду с ростом безвозмездных бюджетных вливаний в местные бюджеты заметно выросли объемы самообложения граждан. В условиях непреходящего бюджетного дефицита органы местного самоуправления стали активнее привлекать средства населения на решение местных проблем. Совокупная сумма привлеченных средств населения выросла по сравнению с 2014 г. на 36,6%, а по отношению к 2013 г. — в шесть раз и составила 156,2 млн руб.

В 2015 г. самообложение применялось в 1571 муниципальном образовании в 38 субъектах Федерации. В 2014 г. было 34 региона и 1454 муниципальных образования. Чаще всего к такому приему пополнения местных бюджетов прибегали органы местного самоуправления в сельской местности — 92,6% от общего объема самообложения средств приходится на сельские поселения. Это связано с тем, что чем крупнее территория, тем сложнее и дороже провести местный референдум — непременное условие привлечения денег граждан на решение местных проблем.

Финансовый итог реформы местного самоуправления в 2015 финансовом году выглядит следующим образом:

  • только 1,8% местных бюджетов были сбалансированными;

  • 56,5% муниципальных образований исполнили бюджеты с дефицитом;

  • 18,7% городских поселений самостоятельно решали вопросы местного значения;

  • 19,5% сельских поселений решали вопросы местного значения без бюджетной помощи извне.

О том, на что органы местного самоуправления тратят собственные бюджетные деньги, «ЭЖ» расскажет в последующих выпусках «Муниципального форума».

Структура собственных доходов местных бюджетов по типам муниципальных образований в 2015 г.

Статья бюджета

Городской округ

Муниципальный район

Городское поселение

Сельское поселение

Млрд руб.

Доля в общем объеме местных доходов

Млрд руб.

Доля в общем объеме местных доходов

Млрд руб.

Доля в общем объеме местных доходов

Млрд руб.

Доля в общем объеме местных доходов

Доходы

1121.4

49,7%

787,9

34,9%

159,1

7%

190,0

8,4%

в том числе: налоговые поступления

570,7

57,1%

283,3

28,3%

75,5

7,6%

69,8

7%

неналоговые поступления

173,4

62,1%

79,9

28,6%

19,1

6,9%

6,7

2,4%

ИСТОЧНИК: Министерство финансов РФ

Распределение отдельных видов неналоговых доходов в 2015 г. по типам муниципальных образований, %

Виды неналоговых доходов

Доля в общем объеме неналоговых доходов по типам муниципальных образований

Городские округа

Муниципальные районы

Городские поселения

Сельские поселения

Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности

57,7

53,7

66,5

37,3

Платежи при пользовании природными ресурсами

2,9

6,3

0

0

Доход от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

5,2

11,3

6,3

14,9

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

23,1

18,8

22

34,3

Другие неналоговые доходы, в том числе штрафы, санкции, возмещение ущерба и пр.

11,1

9,9

5,2

13,5

ИСТОЧНИК: Министерство финансов РФ

Субъекты РФ с наибольшим объемом поступлений от самообложения в 2015 г.

Субъект РФ

Объем средств само-обложения, млн руб.

Доля в общем объеме, %

Республика Татарстан

122,3

78,3

Кировская область

11,4

7,3

Липецкая область

3,7

2,4

Пермский край

3,1

2,0

Калужская область

2,1

1,3

Республика Башкортостан

1,9

1,2

Республика Северная Осетия – Алания

1,8

1,2

Ростовская область

1,3

0,8

ИСТОЧНИК: Министерство финансов РФ