1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 444

Почти нормативные правовые акты можно будет оспорить в суде наравне с нормативными

В середине марта вступят в силу поправки, предусматривающие оспаривание правовых актов государственных органов исполнительной власти, а также представительных органов муниципальных образований, которые формально не относятся к нормативным, но обладают признаками таковых. Изменения в законодательство внесены в рамках реализации положений постановления КС РФ, в котором судьи пришли к выводу, что отсутствие такой процедуры нарушает положения Конституции РФ.

Президент России подписал три закона, которые устанавливают процедуру оспаривания правовых актов государственных и муниципальных органов в случаях, когда такие акты формально не являются нормативными, однако обладают признаками нормативных, и содержат разъяснения действующего законодательства. Таким образом, с 17 марта у заявителей появит­ся возможность обратиться в суд с административным исковым заявлением (заявлением) о признании недействующим, например, письма ФНС России, Минфина России или разъяснений Рос­патента.

КС РФ потребовал ввести порядок оспаривания писем налоговой службы

Изменения в АПК РФ и КАС РФ, а также законодательство об арбитражных судах, содержащиеся в Федеральном законе от 15.02.2015 № 18-ФЗ (далее — Закон № 18-ФЗ) и Федеральном конституционном законе от 15.02.2015 № 2-ФКЗ (далее — Закон № 2-ФКЗ), были разработаны Правительством РФ во исполнение постановления Конституционного суда РФ от 31.03.2015 № 6-П. Оно было вынесено по итогам рассмотрения жалобы ОАО «Газпром» о несоответствии Конституции РФ п. 1 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации». Судьи пришли к выводу, что в значении, которое этой норме придается правоприменительной практикой, она является неконституционной как не допус­кающая разрешение судом административных дел об оспаривании таких актов ФНС России, которые не соответствуют формальным требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, по форме, субъекту и порядку принятия, регистрации и опубликования, но при этом содержат обязательное для всех налоговых органов разъяснение (нормативное толкование) налоговых законоположений, которое может противоречить их действительному смыслу и тем самым нарушать права налогоплательщиков.

Вопрос о возможности оспаривания «налоговых» разъяснений возник давно и рассматривался ВАС РФ еще до объединения высших судов, однако законодательно урегулирован не был (см. подробнее о практике оспаривания ненормативных правовых актов — «ЭЖ», 2015, № 17, с. 12).

Почти нормативные акты тоже можно признать недействующими

Кодекс административного производства РФ, которым сейчас предусмотрено только оспаривание нормативных правовых актов, с 17 марта будет дополнен новой ст. 217.1. Согласно данной норме в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением об оспаривании правового акта могут обратиться лица, полагающие, что оспариваемый акт обладает нормативными свойствами и по своему содержанию не соответствует действительному смыслу разъясняемых нормативных положений.

При рассмотрении дела суд должен выяснить, нарушены ли оспариваемым актом права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами; соответствуют ли его положения действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений. По итогам рассмотрения дела суд может вынести решение о признании правового акта не действующим полностью или в части или об отказе в удовлетворении требований. Дела об оспаривании актов федеральных органов власти в качестве суда первой инстанции будет рассматривать Верховный суд РФ (ст. 2 Федерального закона от 15.02.2016 № 19-ФЗ (далее — Закон № 19-ФЗ), ст. 21 КАС РФ в ред. Закона № 18-ФЗ), а об оспаривании актов государственных органов субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований — суды субъектов (п. 1.1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ в ред. Закона № 18-ФЗ).

Заметим, что в проектах Законов № 19-ФЗ и 2-ФКЗ на момент их внесения на рассмотрение Госдумы не содержалось поправок в АПК РФ и Федеральный конституционный закон от 28.04.95 № 1-ФКЗ «Об арбит­ражных судах в Российской Федерации». Предполагалось, что порядок оспаривания правовых актов, обладающих признаками нормативных, будет установлен только для дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции. Однако несмотря на то, что данный вид споров из ведения арбит­ражных судов был изъят (см. «ЭЖ», 2014, № 10, с. 07), Суд по интеллектуальным правам по-прежнему рассматривает дела об оспаривании нормативных актов в рамках своей компетенции. Об этом законодатели вспомнили в ходе рассмотрения законопроектов в парламенте и дополнили их соответствующими положениями. Хотя в постановлении КС РФ, которое и стало причиной внесения изменений, о подобных правовых ненормативных актах ничего не говорится.

Так, с 17 марта в круг дел, рассматриваемых арбитражными судами в порядке административного производства (ч. 1 ст. 29 АПК РФ в ред. Закона № 18-ФЗ, ст. 1 Закона № 19-ФЗ), войдут дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной влас­ти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с АПК РФ отнесено к компетенции ­Суда по интеллектуальным правам. Сам СИП станет рассмат­ривать в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (ч. 4 ст. 34, ст. 195.1, 196 АПК РФ в ред. Закона № 18-ФЗ).

Обращение в суд обойдется гражданину в 300 руб.

Размеры государственной пошлины за подачу предусмот­ренных Законом № 18-ФЗ исковых заявлений и заявлений установлены Законом № 19-ФЗ. Так, обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, ЦБ России, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, обойдется физическому лицу в 300 руб., а организации — в 4500 руб.

Аналогичный размер госпошлины для граждан и чуть ниже (2000 руб.) для организаций установлен за подачу в арбитражный суд заявления об оспаривании содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии (ст. 1 Закона № 19-ФЗ).