Бюджет: масло все-таки лучше пушек

| статьи | печать

Основной «головной болью» при разработке бюджета на 2016—2018 гг., к обсуждению которого приступило правительство, стала острая необходимость сокращения госрасходов. Эксперты настаивают на сохранении расходов на развитие экономики, социальные нужды, здравоохранение и образование. Подавляющая часть населения поддерживает позицию экспертного сообщества.

Падение цен на углеводороды приведет, по оценке Минфина, к снижению доходов федерального бюджета в 2016—2017 гг. в размере 3,4 трлн руб. Для закрытия огромной «дыры» в бюджете по устоявшейся российской традиции первыми «под нож» предлагается пустить расходы на пенсионную систему.

Финансовое ведомство разработало два ориентировочных варианта индексации защищенных социальных расходов федерального бюджета, первый из которых, в частности, преду­сматривает рост пенсионных расходов на 11,9% в 2016 г., на 7% — в 2017-м и на 8,4% — в 2018 г.

Второй сценарий включает более скромную прибавку пенсий в размере 5,5% в следующем году, 4,5% — в 2017-м и 4% — в 2018 г. Именно такой темп роста закладывался в бюджетные планы ранее, до начала высокой инфляции. Он позволит Кабинету министров сэкономить за счет стариков 510 млрд руб. в 2016 г., 879 млрд руб. — в 2017-м и 1174 млрд руб. — в 2018 г.

Вместе с тем в правительстве обсуждается возможность существенного сокращения бюджетных расходов на оборону (на 26,5% к 2018 г.), умеренного (на 8—13%) снижения прочих госрасходов, ограничения рос­та тарифов государственных монополий уровнем прогнозной инфляции, а также очередного сокращения численности госслужащих на 10% и отмену индексации зарплат оставшимся чиновникам.

«Очередной бюджетный цикл начинается, надо признаться, в весьма непростых условиях. Необходимо нам всем реалис­тично оценить существующие риски, — подчеркнул премьер Дмитрий Медведев. — Известно, что к падению цен на нефть и замедлению экономического роста добавились и санкционные ограничения, которые на этой неделе были продлены еще на полгода. Нам нужно подготовить бюджет, который поз­волит адекватно реагировать на эти вызовы, будет обеспечивать макроэкономическую стабильность, создавать условия для достаточно стабильной, нормальной работы предприя­тий реального сектора и нормальной работы социальной сферы».

Экспертное сообщество уже неоднократно высказывалось за сокращение военных расходов при одновременном увеличении бюджетных затрат, которые могут стимулировать экономический рост — на образование, здравоохранение, инвестиции в экономику.

Причем о необходимости снижения военных расходов говорят представители различных экономических школ: и сторонники либеральной рыночной экономики, и так называемые государственники.

Сегодня к их голосу присоединяется большая часть россиян. Исследование, проведенное Левада-Центром, показывает, что число граждан, желающих увеличивать бюджетные затраты на «перевооружение и модернизацию армии», невелико — всего 12%. Зато доля россиян, считающих необходимым направлять государственные средства на «улучшение медицинского обслуживания населения», составляет более половины населения — 55%.

Услышит ли власть мнение ученых и «глас» народа, покажет скорое будущее. Пока глава правительства заявил: «Конечно, главное, чтобы мы могли исполнять социальные обязательства — так же четко, как это делалось в последние годы. Это принципиальный момент, на него нужно обратить особое внимание».