Как Россия будет жить без инвестиционного рейтинга

| статьи | печать

В ближайшие дни агентство Standard & Poor’s может вынести решение по рейтингу России, который был помещен в список на пересмотр в декабре. Вероятность понижения рейтинга ниже инвестиционной категории довольно высока на фоне подешевевшей нефти.

О высокой вероятности исключения России из ин­вестиционной рейтинговой категории инвесторы заговорили во второй половине года одновременно с довольно резким снижением цен на нефть. Если в октябре S&P все же не решилось на снижение суверенного рейтинга, то на фоне дешевеющей нефти, цены на которую стремятся к 40 долл. за баррель, вероятность снижения рейтинга России выглядит довольно высокой, пишет в специальном обзоре Промсвязьбанк. Агентство Fitch на прошлой неделе понизило рейтинг России до «ВВВ-», то есть последней ступени инвестиционного уровня, и дало негативный прогноз.

Понижение S&P рейтинга России ниже инвестиционного может вызвать техническое закрытие позиций ряда инвес­тиционных фондов, в декларациях которых зафиксировано инвестирование в бумаги не ниже инвестиционной категории; для части из них рейтинг спекулятивной категории хотя бы от одного агентства будет поводом для продажи всех бумаг российских заемщиков, прежде всего евробондов.

Но, считают аналитики Промсвязьбанка, поскольку российские бумаги и так достаточно давно торгуются вне инвестиционной категории и предлагают доходности, сопоставимые со странами рейтинговой группы «В-» и «ВВ-», об агрессивном росте доходнос­ти, аналогичном второй половине 2014 г., вряд ли стоит говорить. Более того, ликвидность рынка также будет сдерживать рост доходностей.

В любом случае, сегмент остается под давлением, что прежде всего будет сказываться на рынке первичных размещений, хотя текущая конъюнктура с большой натяжкой позволяет говорить о новых размещениях евробондов.

Суммируя вышесказанное, аналитики Промсвязьбанка дают рекомендацию не дожидаясь рейтингового решения сократить инвестиции в суверенные, банковские выпуски и в бумаги эмитентов с госучас­тием в пользу бумаг компаний с сильным самостоя­тельным кредитным профилем, а также с высокой долей экспортной выручки.

Среди других рисков снижения странового рейтинга аналитики Промсвязбанка указывают на возможные ковенанты. В еврооблигациях условия такого рода — редкое явление, так что держатели вряд ли смогут при изменении рейтинга потребовать от эмитентов выкупить облигации. А вот что касается синдицированных кредитов, то, предупреждают в Промсвязьбанке, ковенанты о понижении рейтинга довольно часто встречаются в договорах.

Рынок синдицированного кредитования в России сейчас оценивается в 115 млрд долл., без учета амортизационного погашения. Среди крупных синдицированных заемщиков выделяется «Роснефть», занявшая таким образом 10,6 млрд долл., и в этой цифре еще не учтен заем на покупку ТНК-ВР в размере 11,9 млрд долл., который погашается в феврале текущего года.

«Роснефть» не ответила на запрос, содержатся ли ковенанты о связи снижения рейтинга в условиях ее синдицированных кредитов. В компаниях «Газпром нефть» и «Металлоинвест», у которых также довольно крупные синдицированные кредиты по номиналу — 2,1 и 3 млрд долл. соответственно, — сообщили, что ковенант нет.

Решение S&P снизить суверенный рейтинг России вызовет соответствующее снижение оценок большинства компаний. Наиболее слабой выглядит позиция рейтингов банков и компаний с госучастием, нефтяных компаний и частных банков. Рейтинг последних обусловлен масштабом бизнеса, что увеличивает вероятность государственной поддержки.