Политика пошла на пользу экономике

| статьи | печать

Возвращение президента Владимира Путина на мировую арену в качестве одного из важнейших игроков, случившееся после теракта в Париже и объявления, что гибель самолета «Когалымавиа» над Синаем — теракт, вызвало сдержанный, но все же заметный интерес спекулянтов к российским активам: на прошедшей неделе фондовый рынок почти безостановочно рос.

Рейтинговое агентство Standard & Poor’s высказалось в том духе, что раздумывает о повышении странового рейтинга России. Конечно, это заявление было обставлено массой малоисполнимых условий, но сам факт его говорит о смене отношения к России в западном инвестиционном сообществе. Определенную роль тут сыграли и неожиданно хорошие макроэкономические показатели: в III квартале ВВП сократился на 4,1%, в то время как консенсус-прогноз было минус 4,4%. По мнению аналитиков JP Morgan, сыграли свою роль стабилизация потребительского спроса, с одной стороны, и улучшение ситуации в рознице, добыче полезных ископаемых и отчасти промышленном производстве.

Правда, пока что внешние рынки для России и не думают открываться — если не считать еврооблигаций отдельных частных эмитентов вроде Альфа-банка и сложной схемы «страхования» выплаты украинского долга. Но в этом находятся и свои плюсы — новых кредитов брать не удается, и ситуация с внешним долгом улучшается. В частности, как доложил замминистра финансов Максим Орешкин (цитата по Интерфаксу), в этом году пик платежей по внешнему долгу, который по большей части формирует отток капитала, пройден, а ситуация с оттоком кардинально улучшается. Степень макроэкономической определенности гораздо выше, экономические агенты ведут себя гораздо спокойнее, мы видим, как отток сменился притоком в III квартале, радуется замминистра.

По словам М. Орешкина, Россия, в отличие от многих других стран с развивающимися рынками, в сложной ситуации приняла верные решения и показала способности к адаптации. Многие фонды, с которыми встречается Минфин России, продолжал Орешкин, заявляют об активном перелоцировании своих инвестиций с рынков Бразилии, Турции в российскую экономику.