С какой стороны нас могут ударить санкции

| статьи | печать

Правительство готово активно работать в условиях санкций, которые вводятся со стороны ряда зарубежных стран, заверил депутатов Госдумы Дмитрий Медведев. Премьер пообещал господдержку предприятиям, зависящим от импортных поставок, а также активное использование механизмов ВТО. Между тем эксперты отмечают, что основной проблемой может стать не снижение цен на нефть и сокращение поставок газа в Европу, а финансовая и инвестиционная изоляция, бегство капитала, ослаб­ление рубля и «утечка мозгов».

Глава правительства заверил депутатов: «Конечно, мы не отказываемся от сотрудничества с иностранными предприятиями, в том числе предприятиями из западных стран, но будем готовы и к недружественным шагам. Тем более в последние годы стало понятно, что мы способны и собственными силами модернизировать российскую промышленность, создавать современные высокотехнологичные пред­приятия не только в хорошо развитых отраслях, но и в новых для нас секторах».

В условиях искусственных ограничений экономических связей правительство намерено использовать дополнительные стимулы для сокращения зависимости от импорта. Более того, по некоторым направлениям российское руководство ставит амбициозные цели — полностью обеспечивать потребности за счет собственного производства.

Отдельной темой выступления премьера стали меры, нацеленные на защиту интересов оте­чественных предпринимателей. «Бизнес получит необходимую защиту, если будут предприняты недружественные действия. Нашим компаниям, скажем прямо, и без всяких санкций надо учиться работать в условиях жесткой конкуренции. Экономика глобальна, но работать именно в условиях конкуренции, а не развязанной по политичес­ким соображениям экономичес­кой войны, — это разные вещи. Конкуренция должна быть добросовестной, и она, как правило, проистекает из объективных причин, а не из-за решений, которые принимаются актами власти. Вот здесь государство обязано обеспечить предпринимателям максимальную защиту», — подчеркнул премьер.

Д. Медведев пообещал активно использовать для защиты интересов бизнеса юридические механизмы Всемирной торговой организации: «Будем использовать те возможности, которые у нас есть, в том числе те, которые мы получили, вступив в ВТО. Нас 17 лет держали, по сути, в прихожей, где мы упорно доказывали, что достойны войти в мировое торговое сообщество и соответствуем его стандартам. Теперь у нас появилось полное право требовать соблюдения установленных правил от других стран — участниц ВТО в отношении российских товаров. Здесь не нужно стесняться. Именно на это я нацеливаю своих коллег из правительства.

Будем, если это обоснованно и законно, „зубы показывать“, будем обращаться в суды, а также в другие структуры, включая орган по разрешению споров в рамках ВТО».

Вместе с тем независимые эксперты полагают, что самыми главными последствиями санкций могут стать не снижение цен на углеводороды и ограничение их поставок на европейские рынки, а удар по качественной составляющей отечественной экономики.

Попытка резко снизить цены на нефть на мировых рынках гипотетически эффективна, но в реальности маловероятна, уверены ученые Центра сырьевой экономики ­РАНХ и ГС. У Запада нет достаточного влияния на Саудовскую Аравию и других членов ­ОПЕК, чтобы заставить их пойти против собственных интересов.

Сокращение поставок российского газа в Европу произведет умеренный эффект, а его вероятность — выше средней. Риск сокращения продаж российского газа в Европу существовал и раньше. С ухудшением отношений между Россией и странами Евросоюза этот риск увеличился, так как у политиков в Европе появились дополнительные аргументы для проведения ускоренной диверсификации газового импорта. В ответ наша страна может наращивать мощности по сжижению газа для вывода более значительных объе­мов экспорта в государства Азии.

Санкции в отношении объемов экспорта нефти будут иметь низкую эффективность, и их вероятность крайне мала. Введение нефтяных санкций против России создаст серьезные затруднения для самих стран Европы, но при этом позволит российскому государству достаточно быстро восстановить доходы от продажи нефти путем переориентации экспорта в другие страны, а затем, возможно, даже увеличить поступления за счет роста цен. Введение таких санкций лишено практичес­кого смысла.

В целом, по мнению аналитиков ­РАНХ и ГС, меры воздействия на Россию в неэнергетической сфере могут оказать более сильное негативное влияние, чем меры в отношении экспорта нефти и газа.

К неэнергетическим мерам эксперты относят ограничение доступа России на финансовые рынки, сворачивание зарубежных инвестиций в России и эмбарго на поставку определенных промышленных товаров. Финансовая и инвестиционная изоляция, бегство капитала, неконтролируемое ослабление руб­ля, а также «утечка мозгов» представляют наиболее высокий риск для российской экономики сегодня.