Слабый рубль увеличит спрос на путешествия по России

| статьи | печать

Спрос на турпутевки внутри страны в текущем году может увеличиться на треть. Отказаться от заграничных поездок россиян заставит серьезное падение курса рубля по отношению к основным мировым валютам и, как следствие, рост цен на зарубежные путевки и авиабилеты. Наряду с этим, по оценке международных экспертов, чаще отдыхать в России станут иностранцы. По прогнозу Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО), в 2014 г. турпоток в Россию может увеличиться на 10%.

Российский туристический онлайн-сервис WikiPlanet при поддержке Федеральной службы государственной статистики провел оценку экономических последствий событий на Украи­не для российского туризма. В ходе исследования эксперты пришли к выводу, что события на Украине и реакция на них международного сообщества, а также курс России на реструктуризацию концепции развития внешнеэкономической торговой системы могут в течение года повысить спрос на внутренний туризм среди российских граждан на 30% по сравнению с 2013 г. Чаще путешествовать по стране россияне станут из-за выдающегося падения курса руб­ля по отношению к основным мировым валютам.

«При очевидной тенденции на ослабление рубля цены на зарубежные направления туризма и отдыха вырастут так или иначе. Российскому туристу, покупающему путевку в Турцию на семь дней за 1000 евро, придется в силу изменения рычагов в бивалютной корзине заплатить не 40 000—42 000, а все 50 000 руб. — извините, граждане-туристы, девальвация», — прокомментировал статистику генеральный директор онлайн-сервиса по внутреннему туризму WikiPlanet Сергей Маревский. По его словам, подобный эффект будет наблюдаться на большинстве популярных направлений (Турция, Египет, Таи­ланд, Индонезия), цены для которых рассчитываются в евро или долларах, а риски от колебания курсов не закладываются в ценообразование.

Резкое удорожание популярных зарубежных направлений может сыграть важную роль в укреплении рынка внутреннего туризма. Ведь представитель среднего класса, тративший на сезонный отдых с семьей 40—50% зарплаты, будет вынужден отдать больше половины ровно за те же предложения. Это принципиальный момент в политике накопления личного капитала большинства российских граждан, относящихся к среднему классу, который является основной целевой аудиторией внутреннего туризма.

В свою очередь, ценообразование внутреннего туристичес­кого рынка, по мнению аналитиков, не только не изменится существенно, но может нивелировать тенденцию на удорожание экспортных товаров и услуг в экономике в целом (Минэкономразвития прогнозирует повышение цен на экспортные товары первой необходимости, в частности, украинского производства, на 3—5% в I—II кварталах 2014 г). Повышение спроса на российские туристические продукты ожидается к началу лета-2014, когда макроэкономические эффекты событий начала года и их последствия, обладающие некоторой конечной инерцией, доберутся до потребительского сектора, сообщил С. Маревский.

Эксперт отметил, что это не первый случай в российской истории, когда значительное ослабление национальной валюты приводит к резкому повышению спроса на внутренний туризм: в 1998—2001 гг., ознаменовавшихся обвалом и сильнейшим обесцениванием рубля, более 70% российских турис­тов выбрали местом отдыха именно Россию. Статистика по количеству отдыхающих в России за последние 16 лет (1998—2014 гг.) подтверждает: любые экономические пертурбации, связанные со значительным ослаблением национальной валюты, делают российский внутренний туризм привлекательнее, в первую очередь, для самих россиян.

Альтернативные точки зрения на последствия падения курса рубля для российского туристического рынка озвучили участники онлайн-конференции «Путешествие в один клик: перспективы развития онлайн-трэвела в России», которую провела информационная группа Finam.ru.Так, Алексей Дорош, директор «Связной Трэвел» заявил, что рост курсов доллара и евро по отношению к национальной валюте приведет к повышению цен на авиаперелеты не только за границу, но и внут­ри страны. «К нашему всеобщему сожалению, цены как на международные перелеты, так и на внутренние рейсы напрямую зависят от курса валют. Независимо от направлений основные затраты авиа­перевозчиков именно в валюте. Ведь большинство самолетов находится в лизинге, а лизинговые платежи привязаны к евро. Оплата топлива также привязана к курсу валют», — пояснил эксперт.

С этим мнением не согласился Дмитрий Яковлев, генеральный директор ­OZON.travel. По его словам, цены на внутренние перелеты падают который год и от курса валюты они не зависят. Цены на международные перелеты гораздо больше зависят от сезона и времени до вылета, чем от курса валюты. По данным ­OZON.travel, средний чек заказа на авиабилеты с начала года на 10—20% ниже по сравнению с январем — мартом 2013 г.

Еще одну интересную тенденцию заметили аналитики агентства Biletix: после падения курса рубля относительно доллара и евро продажи авиабилетов увеличились, и это никак не связано с традиционным сезонным спросом. «Пассажиры поняли, что рубль девальвируется, и стали хеджировать риски. Помимо традиционного роста спроса, продажи возросли на 10—15% — такого роста никогда не было. Раньше билеты активно покупали минимум за неделю до вылета и максимум за два месяца, сейчас уже раскупают за август», — сообщил Александр Сизинцев, генеральный директор онлайн-трэвел агентства Biletix. При этом он подчеркнул, что у авиа­компаний на международных направлениях сейчас очень сильная конкуренция и они не будут повышать цены, чтобы клиенты не переметнулись к конкурентам.

В целом участники рынка согласились, что в сложившихся условиях интерес россиян к путешествиям по стране в текущем году будет расти. Наряду с этим, по оценке международных экспертов, станет больше и въездной поток. По прогнозу генсекретаря Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО) Талеба Рифаи, в 2014 г. турпоток в Россию вырастет на 2—3 млн человек. Этому не помешают ни украинский вопрос, ни возможные санкции в отношении России, ввести которые хотят Европа и США. «Политическая ситуация находится в развитии, и сейчас еще рано делать какие-то прогнозы о том, насколько она окажет влияние на въездной туризм. Поэтому на данном этапе мы не можем сказать, что это окажет какое-либо влияние на въездной и выездной туризм», — цитирует Т. Рифаи Ассоциация туроператоров России.

По словам представителя международной организации, въездной турпоток в Россию стабильно растет, и за десять лет увеличился в несколько раз. РФ находится на восьмом месте по количеству принимаемых иностранцев. В 2013 г. Россию посетило более 30 млн человек.

к сведению

Авиабилеты выгоднее приобретать за два месяца до путешествия

Россиянам, планирующим отдых самостоятельно, необходимо заблаговременно позаботиться о покупке авиабилетов и бронировании номеров в гостинице — это позволит добиться существенной экономии при планировании поездки.

Как сообщила в ходе конференции на портале Finam.ru исполнительный директор онлайн-трэвел агентства Pososhok.ru Елена Зимина, при самостоятельной организации путешествий туристы могут сэкономить достаточную сумму средств, если начнут искать варианты минимум за 90 дней до предполагаемого отдыха.

Генеральный директор онлайн-трэвел агентства Biletix Александр Сизинцев согласился, что билеты на регулярные рейсы действительно выгоднее бронировать за два-три месяца, однако на чартерные рейсы недорогие билеты можно приобрести за неделю до вылета, так как они дешевеют по мере приближения даты вылета. «Дешевых билетов практически никогда не бывает на Новый год, на майские праздники и на время значимых мероприятий. Летом цены на авиабилеты в Европу обычно выше средних, но зато в это время можно поймать распродажи на США. Весной и летом отслеживайте ранние распродажи билетов на осень. Продолжаются эти акции и осенью. Дешевле всего можно слетать со второй половины сентяб­ря до середины декабря», — рассказал А. Сизинцев. По его словам, еще один период низких цен начинается сразу после новогодних праздников и длится с середины января до середины марта.

В 2013 г. покупать авиабилеты было лучше всего за 54 дня до отправления. Об этом сообщил директор «Связной Трэвел» Алексей Дорош со ссылкой на данные исследования сервиса Cheap Air. Чтобы получить эту цифру, аналитики провели мониторинг более 4 млн билетов по различным направлениям и датам: как купленные за 320 дней до вылета, так и забронированные за сутки, проанализировав все дни в этом промежутке.

По словам А. Дороша, ошибка номер один, которую совершают многие путешественники, — это слишком раннее бронирование. За пределами 54-дневного окна, компьютерные программы авиакомпаний не могут рассчитать актуальную стоимость, а формируют ее, ориентируясь на пассажиропоток прошлого года.

Что же касается идеального дня недели для покупки авиабилетов, то это ночь со вторника на среду. Курс евро для продажи международных авиабилетов устанавливается ЦБ России каждую среду. К тому же, большинство авиакомпаний объявляют скидки на билеты в период с вечера воскресенья до вечера понедельника. А значит, у пассажиров есть сутки, чтобы выкупить билет до среды.