Налог на имущество организаций и транспортный налог: что изменилось в 2014 г.

| статьи | печать

Наиболее существенные новшества по налогу на имущество организаций связаны с возможностью исчисления налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимости как их кадастровой стоимости. Соответствующие региональные законы приняты в трех субъектах РФ — г. Москве, Московской и Курганской областях. Что касается изменений по транспортному налогу, они затронули владельцев дорогостоящих авто. Рассказываем о практических аспектах применения данных новшеств в 2014 г.

Налог на имущество организаций

C 1 января 2014 г. субъектам Российской Федерации дано право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. Основанием для предоставления такого права служит п. 2 ст. 372 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 307-ФЗ).

Региональные особенности

Согласно п. 2 ст. 375 Налогового кодекса РФ с 1 января 2014 г. налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. В соответствии с п. 2 названной статьи закон субъекта РФ, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, может быть принят только после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

На основании подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении отдельных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогооб­ложения, к которым отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены п. 3—5 ст. 378.2 Кодекса.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ не позднее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса (далее — Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения). Этот Перечень названный уполномоченный орган направляет в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в Интернете.

Таким образом, определение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, который формирует Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, приводится в соответствии с законодательством РФ (ст. 378.2 НК РФ) решением исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Перечень объектов недвижимого имущества для целей налого­обложения может быть сформирован уполномоченным органом субъекта РФ, в частности, на основании предоставляемых заказчику работ по определению кадастровой стоимости по его запросу сведений из Росреестра в рамках Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», а также иных сведений, имеющихся в территориальных органах исполнительной власти субъекта РФ, об объектах недвижимого имущества, расположенных на территории субъекта РФ и используемых в коммерческих целях, к которым отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также их собственниках.

Если в соответствии с п. 2 ст. 378.2 НК РФ в субъекте РФ принят региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы с 2014 г. исходя из кадастровой стоимос­ти объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, то подлежат налогообложению объекты недвижимости по кадастровой стоимости при условии их включения в Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, размещенный на официальном сайте не позднее 1 января 2014 г.

Объекты недвижимого имущества, указанные в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, не включенные в Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на соответствующий налоговый период, в силу подп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ подлежат налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии с п. 1 ст. 375 Кодекса, то есть исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В целях реализации положений ст. 378.2 Налогового кодекса РФ для составления Перечня объектов недвижимого имущества в целях налогообложения должен быть утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строе­ний, сооружений) и помещений, разработка которого осуществляется Минэкономразвития России, который устанавливает соответствующий Порядок в рамках полномочий, предусмотренных п. 9 ст. 378.2 НК РФ.

При этом в соответствии с переходными положениями Закона № 307-ФЗ (п. 2 ст. 4) до утверждения Минэкономразвития России указанного Порядка субъект РФ вправе установить порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений нормативным правовым актом субъекта РФ.

По вопросам применения закона субъекта РФ, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, следует обращаться в соответствии со ст. 34.2 НК РФ в финансовые органы субъекта РФ, а по вопросу формирования Перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения — в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.

Порядок налогообложения, установленный ст. 378.2 НК РФ в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378. 2 Кодекса, распространяется не только на российские организации, но и на представительства иностранных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 306 НК РФ) на территории РФ (см. письма Минфина России от 29.11.2013 № 03-05-07-01/51796 и № 03-05-04-01/51779, от 23.12.2013 № 03-05-04-01/56726, от 18.12.2013 № 03-05-05-01/55962).

В настоящее время законы субъектов РФ об особенностях налогообложения отдельных объектов недвижимого имущества в рамках ст. 378.2 Кодекса приняты в г. Москве, Московской и Курганской областях и введены в действие с 1 января 2014 г.

Закон города Москвы

В Москве налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в соответствии с Законом г. Москвы от 20.11.2013 № 63 в отношении адми­нистративно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 кв. м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Данная норма применяется с 1 января 2014 г.

При этом с 1 января 2015 г. в Москве налоговая база как ка­дастровая стоимость будет применяться также в отношении зданий (строений, сооружений), которые в соответствии с п. 3 и 4 ст. 378.2 НК РФ предназначены для использования или фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Размеры налоговой ставки в Москве на 2014—2018 гг. приведены в таблице.

Налоговая ставка при расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости (таблица)

Год

Размер налоговой ставки, %

г. Москва

Московская область

Курганская область

2014

0,9

1

1

2015

1,2

1,5

1,5

2016

1,5

2

2

2017

1,8

2

2

2018

2,0

2

2

В целях реализации с 1 января 2014 г. закона г. Москвы, принятого в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, Правительством Москвы утвержден Перечень объектов, подлежащих налогообложению в рамках ст. 378.2 Кодекса (постановление Правительства Москвы от 29.11.2013 № 772-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год»). Именно объекты недвижимого имущества, вошедшие в этот Перечень, должны облагаться по кадастровой стоимости. Другие объекты движимого и недвижимого имущества облагаются по балансовой (остаточной) стоимости имущества.

Пример 1

На территории Московской области организация имеет торговый центр, полностью используемый для торговой деятельности. Здание включено в Перечень, утвержденный Правительством Московской области. Организация является единственным собственником этого здания. В здании, кроме торговых помещений, имеются комната отдыха, игровые комплексы для детей, технические помещения.

Условия признания объекта недвижимости торговым центром (комплексом) установлены п. 4 ст. 378.2 Кодекса, в силу которого под торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из названных условий.

Законом Московской области с 1 января 2014 г. установлено, что по кадастровой стоимости облагаются торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 5000 кв. м и помещения в них, включенные в Перечень объектов недвижимого имущества.

Если здание торгового центра включено в Перечень, оно полностью подлежит налогообложению по кадастровой стоимости.

Нужно учесть, что п. 6 ст. 378.2 НК РФ применяется при осуществ­лении иных видов деятельности в здании. Например, здание завода включает административное помещение (20%) и производственные помещения (80%).

Пример 2

ООО (фабрика) осуществляет производственную деятельность в Москве, имеет административно-инженерный корпус, который расположен на земельном участке, вид разрешенного использования которого — размещение производственных зданий и сооружений. Какая налоговая база должна применяться для исчисления налога, кадастровая или балансовая (остаточная)?

Особенности налогообложения объектов недвижимости по кадаст­ровой стоимости определяет субъект РФ в своем законе о налоге на имущество организаций, исходя из критериев, указанных в подп. 1 и 2 п. 3 ст. 378.2 Кодекса.

В подпункте 1 п. 3 ст. 378.2 НК РФ установлен такой критерий, как вид разрешенного использования земельного участка — для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. В этом случае все здания (строения, сооружения), расположенные на данном земельном участке, подлежат налогообложению по кадастровой стоимости.

Административно-инженерный корпус ООО под этот критерий не попадает, поскольку весь земельный участок предназначен для производства.

Критерий, установленный в подп. 2 п. 3 ст. 378.2 НК РФ, — предназначение офисного здания или фактическое использование его в целях делового, административного или коммерческого назначения, если согласно кадастровому паспорту или техническим документам не менее 20% общей площади здания предусматривает (фактически используется) размещение офисов. Следовательно, здание административно-инженерного корпуса ООО должно облагаться по кадастровой стоимости, если согласно кадастровому паспорту или техническим документам не менее 20% общей площади здания предусматривает (фактически используется) размещение офиса и офисной инфраструктуры.

Между тем необходимо учитывать положения п. 7 ст. 378.2 Кодекса, согласно которому уполномоченный орган субъекта РФ определяет на начало налогового периода перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 2 ст. 378.2 НК РФ, и официально публикует его не позднее 1 января текущего налогового периода. Если указанное здание ОАО не вошло в перечень объектов недвижимости, определенный уполномоченным органом субъекта РФ, налогообложение в отношении указанного здания должно осуществляться по балансовой (остаточной) стоимости здания, то есть в общем порядке.

В Москве с 1 января 2014 г. по кадастровой стоимости облагаются только административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 5000 кв. м и помещения в них. Следовательно, здание ОАО не попадает под налогообложение по кадастровой стоимости и подлежит налогообложению по балансовой (остаточной) стоимости объекта.

Однако с 1 января 2015 г. на основании закона г. Москвы кадастровая стоимость должна применяться также в отношении зданий (строений, сооружений), которые в соответствии с п. 3 и 4 ст. 378.2 Кодекса предназначены для использования или фактически используются, в частности, в целях размещения объектов административного назначения, в связи с чем административное здание фабрики должно подлежать налогообложению по кадастровой стоимости при условии, если здание включено в перечень объектов недвижимости.

Закон Московской области

Законом Московской области от 15.11.2013 № 137/2013-ОЗ, принятым в рамках ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества:

1) торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 кв. м и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса РФ;

2) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.

Налоговая ставка в отношении указанных объектов устанавливается в размере: в 2014 г. — 1%, в 2015 г. — 1,5%, в 2016 г. и в последующие годы — 2% (см. таблицу).

В целях реализации указанных норм Закона Московской области Правительством Московской области утвержден соответствующий перечень объектов.

Закон Курганской области

Законом Курганской области от 27.11.2013 № 85 налоговая база с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ, определяется как кадастровая стоимость объектов имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Налоговые ставки в отношении указанных объектов установлены в размере (см. таблицу):

1) 1% — в 2014 г.;

2) 1,5%— в 2015 г.;

3) 2% — в 2016 г. и в последующие годы.

Транспортный налог

С 1 января 2014 г. вступил в действие Федеральный закон от 23.07.2013 № 214-ФЗ «О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», касающийся увеличения транспортного налога в отношении дорогих транспортных средств.

С 1 января 2014 г. предусмотрено увеличение суммы транспортного налога в отношении легковых автомобилей стоимостью от 3 млн руб. Исчисление суммы транспортного налога должно производиться с учетом повышающих коэффициентов в размере от 1,1 до 3.

Так, в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб. включительно в зависимости от количества лет, прошедших с года их выпуска, к исчисленной сумме транспортного налога будут применяться коэффициенты от 1,1 до 1,5.

В отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более пяти лет, будет применяться коэффициент 2, в связи с чем сумма транспортного налога будет увеличена в два раза.

Относительно легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более десяти лет, а также в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет, будет применяться коэффициент 3, то есть для этих автомобилей транспортный налог увеличится в три раза.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей будет определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли (Минпромторгом России). Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. должен размещаться ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте указанного органа в Интернете.

Приведем примеры расчета транспортного налога за 2013 и 2014 гг. для дорогих автомобилей.

Пример 3

Легковой автомобиль Jaguar ХК средней стоимостью 7 млн руб., мощность двигателя — 385 л. с., год выпуска — 2012. При применении максимальной ставки налога в размере 150 руб. сумма транспортного налога составит:

— за 2013 г. — 57 750 руб. ( х );

— за 2014 г. — 115 500 руб. [( х ) х 2].

Пример 4

Легковой автомобиль Rolls-Royce Phantom средней стоимостью 22 млн руб., мощность двигателя — 480 л. с., год выпуска — 2012.

При применении максимальной ставки налога в размере 150 руб. сумма транспортного налога составит:

— за 2013 г. — 72 000 руб. ( х );

— за 2014 г.— 216 000 руб. [( х 480 л. с.) х 3].