Седина скоро станет контролируемой

Группа учёных из Германии, Великобритании и Нидерландов опубликовала в журнале The FASEB результаты фундаментального исследования на такую тему: в чём состоит причина возникновения седины? Выяснилось, что виной разрушительного процесса является сильнейший окислительный стресс. Именно он влияет на то, что в волосяных фолликулах накапливается перекись водорода, осветляющая пигмент.

«Нет сомнения, что внезапная потеря естественного цвета волос и кожи плохо влияет на людей», — говорит руководитель исследования доктор Карин Шалльройтер.

Основной причиной внезапного появления седины принято считать стресс, а также врождённые генетические заболевания, тяжёлые инфекционные заболевания, наличие глистов, витилиго.

Наследственность и расовую принадлежность учёные также рассматривали в своём исследовании. Так, доказанным фактом считается, что примерный возраст появления седины у людей негроидного происхождения составляет 43—45 лет, азиатов — 30, европейцев — 34 года. Блондины седеют быстрее брюнетов, мужчины — раньше женщин.

Курение, алкоголь, нерациональное питание, гиподинамия также приближают тотальное поседение волос.

О том, что причиной внезапной смены цвета волос может стать шоковая реакция человека на происшествие, известно достаточно давно. Во время военных действий многие участники событий становились абсолютно седыми. Стрессовое воздействие на организм могут оказывать и так называемые отсроченные переживания, затяжная депрессия. Чрезмерное количество адреналина влияет на проникновение гормона стресса в сердцевину волоса и ломает связь меланина с белком.

Заболевания желудочно-кишечного тракта в нелеченной, затяжной форме также могут вести к утрате меланина. Влияют на перемену пигментации и нарушения в работе щитовидной железы и надпочечников, бронхиальная астма, анемия. Учёные провели следственный эксперимент на 2411 страдающих витилиго людях.

Последняя причина как нельзя лучше подходит по основной характеристике — потере пигмента меланина. На определённом этапе роста волоса под воздействием фермента тирозиназы происходит соединение меланина и структурного волосяного белка, что формирует природный цвет волос. Когда выработка этого фермента прекращается, волосы становятся седыми.

Витилиго — накожная болезнь, напоминающая лишай или сыпь, являющаяся нарушением пигментации, выраженная в исчезновении пигмента меланина на отдельных участках кожи. Помимо косметического дефекта, витилиго имеет аутоимунное происхождение. Последнее время заболевание получило широкое распространение в странах Западной Европы. В Италии и Швейцарии витилиго начали лечить в специализированных клиниках.

Именно этот опыт и взяли за основу своего исследования учёные под управлением Карин Шалльройтер. Детально изучив природу явления исчезновения меланина, учёные изобрели препарат местного действия, который необходимо втирать в кожу головы. Произведённый на базе модифицированной псевдокаталазы, активированной ультрафиолетом, препарат призван восстанавливать синтез перекиси водорода. В результате применения нового средства у большего количества пациентов вернулась природная пигментация волос. И этот же препарат, как выяснилось в ходе дополнительных исследований, помогает лечить витилиго.

У исследователей причины появления тотальной седины из Японии и Южной Кореи другая версия происхождения этого явления. Они утверждают, что основная виновница седины — банальная инфекция. Экспериментальным способом учёные доказывают, что на месте каждого выдернутого седого волоса быстро вырастает несколько седых собратьев. И это происходит потому, что луковица седого волоса перед удалением успевает передать инфекцию нескольким находящимся рядом зарождающимся.

Абсолютно все исследователи проблемы появления седины сходятся в одном — её можно отдалить. При определённых диетических рекомендациях наличие меланина можно сохранить на много лет.

В первую очередь это относится к балансу фолиевой кислоты, находящейся в пшенице, сое, шпинате, яичном желтке, спарже, чечевице.

Необходимо также оптимизировать приём основных микроэлементов — цинка, меди, марганца, железа. Легче всего этого добиться, увеличив в рационе питания количество морепродуктов, рыбы.

Помимо революционного европейского лекарства, врачи рекомендуют втирать в кожу головы у корней волос сок вишни, груши, лесной земляники, репчатого лука и белокочанной капусты.

Рекомендуется также один раз в день принимать внутрь сок корня петрушки, пастернака, сельдерея.

Помимо прочего, медики советуют не мучить волосы средствами для укладки, фенами и электрощипцами. Наиболее щадящими считаются причёски с распущенными по плечам волосами.