Потребительский сектор удержал экономику от рецессии

| статьи | печать

Индекс экономического настроения, рассчитываемый учеными ВШЭ, во II квартале нынешнего года показал незначительный рост — на 0,2 п.п. относительно предыдущего периода. Величина индекса 101,3 с трудом, но превысила средний долгосрочный уровень (100). Ученые «Вышки» отмечают, что рост индикатора произошел за счет позитивных результатов в торговле и сфере услуг.

В течение всего II квартала 2013 г. индекс предпринимательской уверенности в промышленнос­ти оставался в пределах отрицательной зоны, сохраняя значение –2%. Таким образом, его траектория свидетельствует о продолжении стагнационного развития отрасли.

Основными барьерами на пути развития промышленных предприятий в апреле — июне оставались традиционные проб­лемы: недостаточный спрос на продукцию, высокий уровень налогообложения и нехватка финансовых средств.

Индекс предпринимательской уверенности в строительстве снизился по сравнению с преды­дущим кварталом на 3 п.п., составив 8%.

Правда, эксперты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ замечают, что определенное проседание этого индикатора наблюдается во II квартале практически каждого года. В настоящий момент значение этого ключевого индикатора делового климата в строительстве находится практически посередине между кризисными и «тучными» годами (21% в острой фазе кризиса в начале 2009 г. и +4% на пике роста отрасли в конце 2007 г.).

Ключевым фактором дестабилизации делового климата в строительстве на протяжении трех последних лет остается высокий уровень налогов. Частота его упоминаний респондентами снизилась на 10 п.п. по сравнению с максимальным значением в III квартале 2011 г., однако негативное влияние фискального давления на бизнес все еще весьма значительно (на него указали 45% опрошенных). Неплатежеспособность заказчиков, высокую стоимость материалов, конструкций и изделий, а также недостаток квалифицированных рабочих в качестве существенных проблем упомянули около четверти участников опроса.

Восходящая динамика индекса предпринимательской уверенности в розничной торговле приостановилась. Он снизился на 2 п.п., но твердо держится в положительной зоне (+6%).

Позитивное значение индикатора позволяет констатировать сохранение умеренно благоприятного делового климата в отрасли. Розничная торговля по-прежнему сохраняет статус одного из самых благополучных сегментов экономики.

Анализ совокупности факторов, лимитирующих торговую деятельность в II квартале 2013 г., показывает, что основные проблемы, тормозившие развитие отрасли ранее, сохранились и сейчас. Так, негативное влияние недостаточного платежеспособного спроса продолжилось с той же интенсивностью. На него три квартала подряд указывали 47% респондентов.

Во II квартале 2013 г индекс потребительской уверенности вновь повысился на 1 п.п., хотя и остался в пределах отрицательной зоны. Его значение составило –6% и приблизилось к лучшим показателям посткризисного периода, наблюдавшимся в начале прошлого года. То есть настроения потребителей продолжали ухудшаться, но интенсивность негативной тенденции постепенно замедляется.

Все компоненты индекса потребительской уверенности уже четвертый квартал подряд характеризуются минусовыми значениями. Причем участники опроса пессимистично отнеслись и к фактическим изменениям личного материального положения, и к общей экономической ситуации в стране. Балансы мнений по указанным вопросам составили по –5%.

В то же время балансы оценок ожидаемых изменений этих показателей в течение следующих 12 месяцев при отрицательных значениях были все же недалеки от нулевой отметки (–1 и –0,5% соответственно).

Интересно, что к возможности личного финансового процветания большинство респондентов почти всегда относились скептически. Зато перспектива экономического подъема в России казалась им вполне вероятной намного чаще.

Таким образом, потребительский сектор, по мнению экспертов «Вышки», вновь послужил якорем, удержавшим нашу экономику от сползания в рецессию. Он сумел компенсировать стагнационное развитие промышленности и снижение деловой активности подрядных организаций.

Компоненты индекса экономического настроения, балансы, %, поквартальная динамика

Показатели

I квартал 2013

II квартал 2013

Спрос на промышленную продукцию, уровень

–24

–26

Выпуск промышленной продукции, ожидаемые изменения

22

19

Запасы готовой промышленной продукции, уровень

0

–1

Портфель заказов в строительстве, уровень

–19

–23

Численность занятых в строительстве, ожидаемые изменения

9

8

Экономическая ситуация в розничной торговле, изменения

4

5

Экономическая ситуация в розничной торговле, ожидаемые изменения

16

15

Складские запасы в организациях розничной торговли, уровень

–5

3

Экономическая ситуация в сфере услуг, изменения

–6

9

Спрос на услуги, ожидаемые изменения

22

16

Потребительская уверенность

–7

–6

Источник: ВШЭ