1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 988

Потребители вытянули экономическое настроение

Индекс экономического настроения, который рассчитывают ученые Высшей школы экономики, продемонстрировал в II квартале нынешнего года небольшой восходящий тренд. Драйвером роста стал потребительский сектор. Топ-менеджеры компаний в промышленности и строительстве смотрели на ситуацию в экономике пессимистично. Эксперты «Вышки» надеются, что российский ВВП повторит в II квартале динамику индекса.

Для расчета индекса экономического настроения (ИЭН) использовались результаты опросов руководителей около 4500 крупных и средних промышленных предприятий, 7000 строительных фирм и свыше 4000 организаций розничной торговли. Начиная с II квартала текущего года к ним добавились более 5500 топ-менеджеров сферы услуг. Кроме того, в опросах участвовали 5000 респондентов, представляющих взрослое население страны.

В целом компонентами ИЭН являются показатели, составляющие информационную базу опросов тех отраслей экономики, вклад которых в ВВП страны превышает 60%.

В апреле — июне текущего года ИЭН находился на восходящем тренде своего развития. Несмотря на весьма скромные темпы роста (прибавка равнялась 0,1 п.п. относительно

предыдущего периода), достигнутое значение 106,8% стало локальным максимумом для посткризисного периода.

Позитивный тренд сохраняется уже в течение пяти кварталов подряд и указывает на относительно благоприятный деловой климат в обследуемых секторах экономики и оптимистичные потребительские ожидания населения. Вместе с тем затухающие темпы восстановительного роста еще далеки от докризисных показателей.

Торговля и покупатели полны оптимизма

Основным драйвером, формирующим позитивную динамику ИЭН, оставался потребительский сектор.

В II квартале к улучшению делового климата в розничной торговле и росту уверенности потребителей прибавилась повышенная предпринимательская активность в сфере услуг. Данные по этому сегменту экономики, впервые включенные в расчет индекса в указанном квартале, отразили сезонную активизацию деятельности, свойственную определенным видам услуг, например туристическим, гостиничным и санаторно-курортным (см. «ЭЖ», 2012, № 26, с. 04).

Позитив просматривается в большинстве «потребительских» компонентов индекса. В частности, наблюдалось улучшение экономической ситуации и снижение уровня складских запасов в организациях розничной торговли. Более оптимистичным стало отношение населения к изменениям, произошедшим в личном материальном положении и экономике России в целом.

Правда, положительные изменения в потребительском секторе практически нейтрализуются противоположными тенденциями в реальном секторе экономики — близким к стагнации положением в промышленности и спадом деловой активности в строительстве. В частности, снизился спрос на строительные работы в совокупности с резким ухудшением прогнозов относительно численности занятых в строительстве. Промышленники также отмечали повышение уровня запасов своей продукции на складах и прогнозировали незначительный спад производства в следующем квартале.

В качестве позитивных «производственных» компонентов ИЭН можно отметить только относительное расширение спроса на промышленную продукцию.

Вместе с тем два компонента индекса (мнения потребителей относительно ожидаемых изменений в экономике России и прогнозируемые изменения экономической ситуации в розничной торговле) не изменились по сравнению с предшествующим кварталом.

Налогов много, денег мало

Рейтинг факторов, оказывающих сдерживающее воздействие на деловой климат в базовых секторах экономики страны, в II квартале не претерпел радикальных изменений в отличие от предыдущего периода. На его верхних позициях по-прежнему находились высокий уровень налогообложения, дефицит спроса на продукцию (услуги) и недостаток собственных финансовых средств. Интенсивность давления налогового пресса стабилизировалась после резкого роста в начале 2011 г., оставшись, однако, самой большой головной болью для компаний всех отраслей.

«Несмотря на относительно позитивные сигналы, поступающие от респондентов из потребительского сектора, говорить о дальнейшем акцентированном росте индекса экономического настроения до конца текущего года вряд ли возможно, — подчеркивает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. — По-видимому, в III и IV кварталах будет наблюдаться в лучшем случае сохранение индекса на уровне II квартала или даже его некоторое снижение. В первую очередь это объясняется ухудшением экономической конъюнктуры на мировых товарных рынках и неопределенностью реакции на данный процесс со стороны реального сектора российской экономики, особенно предприятий, ориентированных на экспорт».

Достаточно высокая корреляция динамики ИЭН с динамикой валового внутреннего продукта страны, считают ученые «Вышки», позволяет надеяться, что темпы роста ВВП в II квартале 2012 г. существенно не изменятся по сравнению с предыдущим периодом.

Компоненты индекса потребительской уверенности, балансы, %


С 1999 г.

2011 г.

2012 г.


минимум дата

значение

максимум дата

значение

I

II

III

IV

I

II

Личное материальное положение, изменение

I —1999

–56

III —2008

0,4

–14

–10

–7

–7

–5

–4

Личное материальное положение, ожидаемое изменение

I, III —1999

–31

II —2007, III — 2008

1

–8

–3

–3

–3

–0.1

–1

Экономическая ситуация в России, изменение

I —1999

–68

II —2007

9

–12

–7

–5

–3

–3

–1

Экономическая ситуация в России, ожидаемое изменение

II, III —1999

–33

II —2007, II —2008

9

–5

–0,2

–0,7

0,8

4

4

Благоприятность условий для крупных покупок

I —1999

–68

III — 2008

–10

–28

–23

–20

–21

–20

–18

Источник: ВШЭ