Аттестацию рабочих мест могут заменить специальной оценкой условий труда

| статьи | печать

До конца следующей недели проводится общественное обсуждение нового законопроекта о специальной оценке условий труда на рабочих ­местах. Разработчики планируют проводить плановую (один раз в пять лет) и внеплановую оценку таких условий. Работодателям необходимо будет обеспечить все необходимые условия для этой оценки. Аккредитованные на проведение специальной оценки организации должны быть застрахованы не менее чем на 1 млн руб. на случай причинения вреда работодателю или третьему лицу.

Минтруд России разработал проект федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее — проект, законопроект, новый закон). До 16 июня проект находится на стадии общественного обсуждения и размещен в Интернете на информационном ресурсе «Единый портал раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общест­венного обсуждения» по адресу www.regulation.gov.ru.

Замминтруда России Андрей Пудов сообщил, что данный проект должен быть представлен в Правительство РФ до августа этого года, и пояснил: «Законопроект явится правовым основанием для работодателя, платить или не платить страховые взносы за рабочие места с вредными условиями труда» (источник: www.rosmintrud.ru/pensions/razvitie/188). Новый закон планируется ввести в действие с начала 2014 г.

Новый закон направлен на регулирование отношений в сфере охраны труда и реализации обязанностей работодателей по обеспечению безопасности труда работников. Кроме того, в настоящее время установлена прямая зависимость уплаты дополнительных взносов в системе досрочного пенсионного обеспечения от результатов специальной оценки условий труда (п. 4 ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Как сказано в пояснительной записке к проекту, в соответствии с ним специальная оценка условий труда распространяется на все процедуры в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями и предполагают привязку к реальным условиям труда на рабочих местах. Проектом вводятся основные понятия, используемые в этой сфере. Так, специальная оценка условий труда — это единый комплекс последовательных процедур по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия на организм работника с учетом эффективности мер защиты (далее — оценка условий). Данное определение отчасти схоже с уже установленным в ТК РФ определением аттестации рабочих мест. Напомним, что ею признается оценка условий труда на рабочих местах с целью выявления аналогичных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с требованиями охраны труда (ч. 12 ст. 209 ТК РФ).

Работодатели должны содействовать проведению оценки условий труда

Работодатель будет вправе требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов такой оценки, а также сможет сам проводить внеплановую оценку условий. Согласно проекту, работодатель будет не только иметь право, а даже обязан, что примечательно, требовать от организации, проводящей оценку условий, документы о наличии аккредитации, а также наличие сертификатов у экспертов, проводящих такую оценку.

Кроме того, в обязанности работодателя будет входить обес­печение:

  • своевременного и полноценного проведения оценки условий, при необходимости представления документов или разъяснений по вопросам такой оценки (в противном случае аккредитованная организация вынуждена будет приостановить оценку или не приступить к ней);
  • личного участия работника при проведении оценки условий его рабочего места;
  • ознакомления работника с результатами оценки условий и дачи разъяснений по вопросам проведения оценки условий на его рабочем месте.

Помимо этого, законопроект относит к обязанностям работодателя использовать результаты оценки условий для реализации мероприятий по улучшению условий труда работников. Право на обжалование результатов оценки условий закрепляется в проекте за работником.

Оценка условий труда по графику и без него

Оценку условий разработчики планируют проводить на каждом рабочем месте не реже одного раза в пять лет с учетом особенностей нового закона. Проектом предусмотрены и случаи проведения внеплановой оценки условий (ст. 14 нового закона):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • предписание государственного инспектора труда о проведении такой оценки;
  • замена производственного оборудования, повлекшая изменение свыше 30% от общего объема операций или существенное изменение технологического процесса в таком же объеме;
  • изменение уровней индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на степень воздействия вредных и опасных факторов на организм не менее 5% от общего числа работников;
  • по предложению представительного органа работников.

Оценка условий должна будет проводиться совместно работодателем и организацией, оказывающей такие услуги.

Для организации оценки условий работодатель должен будет утвердить график проведения работ по ней и создать специальную комиссию, состав которой должен соответствовать п. 2 или 3 ст. 7 нового закона. Председателем комиссии будет представитель работодателя.

Вредные и опасные факторы будут классифицировать

Проектом устанавливается, каким образом проводится идентификация вредных и опасных производственных факторов. Если таких факторов не выявлено, то условия труда на рабочих местах будут признаны допустимыми. Работодатель будет подавать в государственную трудовую инспекцию декларацию соответствия таких рабочих мест требованиям охраны труда. Декларация соответствия будет действительна в течение пяти лет. Если за время ее действия не будет несчастных случаев на задекларированных рабочих местах, то она будет считаться продленной еще на пять лет.

Если же на рабочем месте найдутся вредные и (или) опасные факторы, то будут произведены их инструментальные и (или) лабораторные замеры (далее — замеры). Перечень таких факторов формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда.

В отношении рабочих мест, на которых заняты работники, чьи профессии сопряжены с вредными и опасными условиями труда, будут произведены замеры по выявлению уровня вредоносности и опасности этих условий.

Результаты замеров предлагается оформлять в виде протокола. По итогам замеров будет проводиться классификация условий труда.

Сами факторы будут делить на факторы производственной среды и трудового процесса. К первым отнесут физические, химические и биологические. Во вторую группу включены тяжесть и напряженность труда.

Условия же труда предлагают делить на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные условия будут распадаться на подклассы 1, 2, 3 и 4-й степеней в зависи­мости от уровня функциональных изменений в организме работника. И если условия труда 1-й степени вызывают изменения, которые могут восстановиться в период отдыха работника, то условия 4-й степени способны вызывать профессиональные заболевания тяжелой степени тяжести. Опасные условия труда могут создать угрозу для жизни и здоровья работника, а их последствия обеспечивают высокий риск развития острых профессиональных поражений.

Результаты применят по аналогии и внесут в реестр

Оценку условий планируется проводить только на 20% рабочих мест, но не менее чем на двух, результаты ее будут применяться ко всем аналогичным рабочим местам. Критерии аналогичности содержатся в п. 6 ст. 7 законопроекта. А условия труда и меры по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20% аналогичных рабочих мест, будут едины для всех аналогичных рабочих мест.

Результаты оценки условий предполагается оформлять в виде отчета, требования к которому содержатся в ст. 12 нового закона. Работодатель обязан будет ознакомить работников с этим отчетом под роспись не позднее 30 дней с момента его утверждения, а аккредитованная организация в течение десяти дней передать информацию в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного квалифицированной ЭЦП. Объектами учета в этой системе являются сведения в отношении работодателя, работника и рабочих мест (п. 2 и 3 ст. 15 нового закона).

Организация, желающая осуществлять деятельность в области оценки условий, должна будет соответствовать следующим требованиям:

  • специальная оценка условий труда должна быть основным видом деятельности такой организации;
  • иметь не менее одного оборудованного рабочего места, с которого можно будет передать сведения в информационную систему учета;
  • иметь в штате не менее пяти экспертов, занятых в организации на постоянной основе;
  • быть застрахованной в системе обязательного страхования гражданской ответственности аккредитованных организаций на сумму не менее 1 млн руб.;
  • ее лаборатория должна быть способна осуществлять необходимые для оценки условий замеры.

В статье 17 проекта также устанавливаются обязательные требования к экспертам — наличие:

  • сертификата на право выполнения работ по оценке условий;
  • высшего технического и дополнительного профессионального (не менее 144 часов) образования по оценке условий;
  • стаж в соответствующей об­ласти не менее трех лет.

Минтруд России планирует вести реестр таких экспертов, куда он будет вносить сведения о выдаче или аннулировании сертификатов этих лиц в течение семи дней со дня выдачи или аннулирования соответственно (п. 3—6 ст. 17 нового закона).

Фиксированный размер и порядок денежного вознаграждения за работу аккредитованной организации проектом не устанавливается, он будет определяться в гражданско-правовом договоре с ней.

Организации, аккредитованные до момента вступления в силу нового закона в качестве организаций, осуществляющих аттестацию рабочих мест по условиям труда, вправе будут проводить оценку условий по этой аккредитации до получения аккредитации в соответствии с новым законом, но только до начала 2019 г. При этом результаты оценки условий труда должны быть получены до сентября 2013 г., а результаты аттестации рабочих мест действуют до окончания или до конца 2015 г.