1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 4560

Спецоценке условий труда — да, аутстаффингу и аутсорсингу — нет

Довольно оперативно, уже с 1 января 2014 г., вступили в силу два федеральных закона, предусматривающих введение специальной оценки условий труда, пришедшей на замену аттестации рабочих мест, а также связанные с таким введением изменения в нормативные акты, в том числе конкретизацию мер административной ответственности. Разработчик нововведений — Минтруд России планирует, что они помогут работодателям сэкономить время и деньги, проводя единую спецоценку условий труда и применяя ее в целях исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, а также для предоставления гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом.

Тексты законопроектов о специальной оценке условий труда и сопряженными с ней изменениями в законодательство были представлены разработчиками на процедуру ОРВ прошлым летом (см. также «ЭЖ», 2013, № 22, с. 09). В начале сентября прошлого года два законопроекта были внесены на рассмотрение в Госдуму, а спустя три месяца президент уже подписал федеральные законы от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о спецоценке) и № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“» (далее — Закон № 421-ФЗ).

Спецоценка условий труда должна сэкономить время и деньги работодателей

В качестве одной из причин, по которым возникла необходимость унификации оценки условий труда, в пояснительной ­записке к законопроекту было названо наличие трех параллельных порядков проведения исследования условий труда.

Первая — аттестация рабочих мест, результаты которой используются для соблюдения требований ТК РФ к режиму работы, компенсациям, гарантиям для сотрудников и др. Вторая — госэкспертиза условий труда, которая проводилась уполномоченными органами власти в целях оценки соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда. Третья — та самая специальная оценка условий труда, необходимость которой была установлена ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в целях освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам. Правила проведения такой оценки должны были быть установлены специальным законом.

Разработчики Закона о спец­оценке посчитали, что все три вида исследований неплохо бы объединить в один, с возможностью использования его результатов для всех обозначенных целей — и соблюдения требований трудового законодательства, и законодательства об обязательном пенсионном страховании.

При этом ставилась задача отойти от формального «списочного» подхода, при котором гарантии и компенсации предоставлялись исходя из профессии и должности работника, к подходу, учитывающему только фактическое воздействие на организм работника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Такие изменения должны не только повысить объективность решений о выплате компенсаций и предоставлении гарантий, но и стимулировать работодателей улучшать условия труда подчиненных.

Кроме того, возможность использовать только результаты спецоценки для различных целей освободит работодателей от излишних затрат на проведение дополнительных исследований.

Исследовать условия труда на одинаковых рабочих местах можно выборочно

Согласно ст. 3 Закона о спецоценке под специальной оценкой условий труда понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Для надомников, дистанционных работников и работников, нанятых гражданами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, спецоценка условий труда проводиться не будет (п. 3 ст. 3 Закона о спецоценке).

Как и предполагалось изначально, результаты спецоценки будут применяться для решения множества вопросов, их перечень приведен в ст. 7 Закона о спецоценке. Например, результаты спецоценки будут использоваться при проведении обязательных предварительных и периодических медосмот­ров работников, при решении вопроса об обеспечении их средствами индивидуальной защиты, установлении доптарифа к страховым взносам в ПФР и расчете скидок (надбавок) к тарифу по взносам на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и т.д.

По итогам проведения спец­оценки в зависимости от степени вредности и (или) опасности условия труда будут подразделяться на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные (в их числе еще четыре подкласса) и опасные условия труда.

Организовывать и оплачивать мероприятия по спецоценке будут сами работодатели, а выполнять непосредственно работы по спецоценке на основании гражданско-правового договора с работодателем — аккредитованные организации, требования к которым также установлены Законом о спец­оценке (ст. 19).

Проводить плановую спец­оценку условий труда, как и аттестацию рабочих мест, необходимо будет по общему правилу раз в пять лет, со дня утверждения результатов проведения предыдущей оценки (аттестации). Кроме того, предусмотрено проведение и внеплановой оценки, например, при вводе новых рабочих мест или по мотивированному заявлению проф­союза (п. 1 ст. 17 Закона о спецоценке).

Большим плюсом для работодателей станет то, что плановая спецоценка труда будет не сплошной. Исключения составят рабочие места, на которых по итогам предыдущей спецоценки не было выявлено вредных и (или) опасных производственных факторов. В отношении таких мест работодатели будут представлять в территориальный орган Рос­труда по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Срок действия таких деклараций составит пять лет, и по его окончании он будет считаться продленным еще на пять лет. Правда, проводить спец­оценку, причем во внеплановом порядке, придется, если на рабочем месте, ранее признанном безопас­ным, произошел несчастный случай на производстве либо выявлено профессиональное заболевание у работника, связанное с наличием вредных и (или) опасных факторов. В этом случае проводить спецоценку условий труда данного рабочего места нужно будет в общем порядке, если только оно не будет вновь признано безопасным и невредным (ст. 11 Закона о спецоценке).

Кроме того, у работодателей не будет необходимости проводить спецоценку условий труда на всех без исключения аналогичных рабочих местах. Закон о спецоценке позволяет ограничиться проведением исследования в отношении 20% рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и применять ее результаты ко всем аналогичным рабочим местам (п. 1 ст. 16).

Введение в действие новых правил завершится в 2016 г.

Закон о спецоценке будет вступать в силу поэтапно. В основной части он начал работать уже с 1 января, правда, пока лишь формально. Еще не утверждены необходимые для его реализации подзаконные акты, в частности, правила ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Утвердить их должно Правительство РФ.

С 1 января 2016 г. вступят в силу положения о Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда, отвечать за работу которой будет Минтруд (ст. 18, п. 2 ст. 28 Закона о спец­оценке).

При этом результаты аттестации рабочих мест, которая была завершена до 1 января 2014 г., действуют вплоть до истечения их срока, то есть максимум до 31 декабря 2018 г. (пять лет). Однако работодатели вправе по своей инциативе провести спецоценку условий труда и в более ранний срок при неистекшем сроке действия итогов аттестации. То же самое касается и организаций, которые были допущены к проведению аттестации рабочих мест: они смогут осуществлять ее до конца 2018 г.

В КоАП РФ появится ответственность за «маскировку» трудовых отношений

Не менее важные изменения содержатся и во втором законе — № 421-ФЗ, приводящем законодательство в соответствие с положениями Закона о спец­оценке.

Наибольший интерес у работодателей наверняка вызовут поправки в законодательство об обязательном социальном страховании. Как было сказано ранее, с 2013 г. те из них, кто имеет работников, занятых на вредных и (или) опасных работах и имеющих вследствие этого право на назначение досрочной пенсии, начали уплачивать страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам, которые постепенно должны будут повышаться (с 4% в 2013 г. до 6% в 2015 г. и позже). Закон № 421-ФЗ вводит дифференцированые размеры этих дополнительных тарифов в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах таких сотрудников. Например, вместо 4% работодатели, имеющие рабочие места подкласса 3.1 класса «вредные», смогут платить вдвое меньше, потому им, возможно, будет выгодно провести спецоценку условий труда раньше, чем через пять лет. А вот для рабочих мест с условиями труда «опасные» доптариф составит 8%. И конечно, компаниям с такими рабочими местами торопиться с проведением спецоценки будет невыгодно.

Также Закон № 421-ФЗ вводит с 1 января 2015 г. административную ответственность за заключение гражданско-правовых договоров, прикрывающих трудовые отношения. Здесь имеются в виду не только аутсорсинг и аутстаффинг, уже набившие оскомину в спорах компаний с налоговиками по поводу «трудовых» налогов, но и договоры подряда и оказания услуг с гражданами, фактически являющиеся трудовыми (ст. 5.27 КоАП РФ в ред. Закона № 421-ФЗ).