1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2499

Госзакупкам пора переучиваться

В пятницу, 22 марта, Госдума должна принять в третьем чтении закон о Федеральной контрактной системе. На то, чтобы научиться работать в ФКС, у поставщиков и заказчиков остается девять месяцев.

Эффективность заказчиков будет считаться не от потраченного, а от достигнутого

Законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» принят во втором чтении после девяти месяцев согласований и нескольких отсрочек, а значит, действительно вступит в силу с 1 января 2014 г. Третье чтение законопроекта назначено на 22 марта.

Главной новацией законопроекта стала смена парадигмы регулирования. Вместо прозрачности и борьбы с коррупцией, которые преследовали предшествовавшие ему Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ и Указ Президента РФ от 08.04.97 № 305, целью становится эффективность госзакупок. На практике может, конечно, получиться и иное, но свою цель разработчики законопроекта преподносят именно таким образом. А достигаться она должна через регулирование полного цикла закупок, включая планирование, осуществление закупочных процедур, а также последующее исполнение контрактов и содержательный аудит полученных по ним результатов. Теперь чиновники и сотрудники госпредприятий должны стремиться не к низкой цене контракта, а обос­новать необходимость самой закупки и отчитываться о том, были ли по результатам закупки достигнуты первоначально поставленные цели.

При этом упор делается на цену контрактов жизненного цикла, включающих не только стоимость поставки, но и стоимость сервиса, расходы, которые придется нести при использовании.

В отличие от предшествующих документов законопроект содержит не только регулятивные нормы, но и предусматривает создание единой информационной системы (ЕИС), которая будет интегрирована с порталом zakupki.gov.ru, электронными торговыми площадками, элект­ронным бюджетом и другими электронными ресурсами. Она будет содержать полную информацию о процедурах закупки, о процессах закупки, планировании и принятых решениях.

Планы закупок, размещаемые заказчиками в ЕИС, будут обязательно увязываться с выделенными бюджетными лимитами (а значит, будут реалистичными). Кроме того, их целесообразность будет подвергаться общественным обсуждениям.

ЕИС позволит осуществлять аналитические задачи. Например, будет помогать заказчику в определении первоначальных цен, делая сопоставление не только с ценами уже заключенных госконтрактов, но и с информацией о ценах, в том числе и на мировом рынке.

Как рассказал «ЭЖ» замдиректора Департамента развития Федеральной контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов, в рамках ЕИС планируется радикально решить проблемы с некорректным вводом заказчиком информации о закупках (с заменой русских букв латинскими, использованием пробелов, креа­тивной терминологии и пр.). Во-первых, будут ужесточены лингвистические и технологические требования к информации, во-вторых, будут усовершенствоваться встроенные контроли, которые уже сейчас действуют на сайте госзакупок и позволяют отправлять информацию о некорректном вводе в личный кабинет контрольного органа (ФАС). Но главное, к 2017 г. планируется разработать систему кодификации — каталог товаров, работ, услуг. Выбор товара для закупки будет осуществляться из списка в выпадающем меню. В результате, пообещал М. Чемерисов, будет уже невозможно, к примеру, именовать бензин светлыми нефтепродуктами для автомобиля, а его количество указывать не в литрах, а килограммах.

У информации, размещенной заказчиками в ЕИС, будет приоритет перед той, которая опубликована в любом другом месте, включая сайт заказчика, и извещения о закупках должны будут размещаться в первую очередь именно там. Объявления на сайтах и в СМИ рассматриваются как дополнительные и могут делаться по желанию заказчика.

Выбор того, как подавать заявки на участие в конкурентных процедурах — в электронном виде или в бумажном конверте, остается законопроектом за поставщиками. Заказчик должен предусмотреть обе возможности. От полного отказа в приеме заявок на бумаге решено пока воздержаться, поскольку далеко не везде в России в достаточной степени развит Интернет и имеется устойчивая связь.

По словам замминистра экономического развития Владимира Симоненко, курирующего создание ФКС, создание и ввод в промышленную эксплуатацию ЕИС может обойтись в 3-4 млрд руб. Исполнители для формирования ТЗ и разработки системы будут выбираться по конкурентным процедурам, предусмотренным еще Законом № 94-ФЗ. К началу следующего года ЕИС должна заработать хотя бы в тестовом режиме.

В IV квартале коррупции не будет

Согласование поправок между Минэкономразвития, ФАС и Минфином, отвечающими за наполнение документа, заняло почти девять месяцев — в первом чтении он был принят еще 8 июня 2012 г. По воспоминаниям представителей Минэка, разрабатывавших текст документа, количество поправок измерялось высотой стопок бумаги. В декабре прошлого года к уже согласованному тексту возникли замечания у администрации президента. Но сейчас всеми ведомствами документ признан сбалансированным, и участники процесса согласования высказывают удовлетворение от того, что он оказался более мирным, чем они ожидали.

За время согласования между чтениями текст закона вырос с примерно 100 страниц до 485. Среди наиболее важных изменений В. Симоненко выделяет уточнение антидемпинговых мер в ст. 37. Закон теперь четко прописывает действия заказчика, заметившего, что потенциальный поставщик снижает цену более чем на 25%. В случае если сумма контракта превышает 15 млн руб., он может быть заключен с таким участником конкурентных процедур только после предоставления им обеспечения исполнения в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее, чем в размере аванса. При контракте до 15 млн руб. вместо или вместе с этим можно учитывать репутацию участника закупок, обратившись к истории исполнения им контрактов.

Еще одной важной поправкой является то, что в тексте ко второму чтению исключена возможность совершать закупки в IV квартале года по упрощенной процедуре запроса предложений. Внесение этой нормы было связано с тем, что деньги из бюджета доходят к заказчикам как правило во второй половине года, а до его окончания их необходимо потратить, иначе средства будут возвращены в бюджет. Но у ФАС (и не только) возникли опасения, что недобросовестные заказчики будут оттягивать закупки на конец года, с тем чтобы заключить контракт с «нужным» поставщиком. Теперь закупки в IV квартале будут заключаться в том же порядке, что и весь год. А проблема IV квартала, предполагается, будет решена путем внесения изменений в бюджетное законодательство.

Директор Института госзакупок Андрей Храмкин считает наиболее значимыми изменениями текста законопроекта то, что в сферу действия закона помимо закупок товаров, работ, услуг включены купля-продажа недвижимости и аренда имущества. А также то, что в переработанном порядке обоснования начальной цены контракта основным сделан новый метод сопоставимых рыночных цен. Кроме того, существенно усовершенствованы нормы, задаю­щие допустимые схемы централизации закупок, основания применения способов закупок, порядок и условия изменения и расторжения контрактов.

ФКС открывает вакансии контрактных управляющих

По мнению А. Храмкина, для поставщиков с введением закона в силу ничего не изменится — они также будут узнавать информацию о закупках в Интернете, готовить заявки на участие в процедурах, подавать свои предложения, участвовать в аукционах на электронных площадках.

А вот заказчикам работать станет сложнее. Прежде всего, потому что процесс закупок по законопроекту сопровождается гораздо большим количеством формальных требований к подготовке документов и к работе на сайте. Например, по Закону № 94-ФЗ для закупок у единственного источника заказчики не должны были обосновывать начальную цену контракта и вывешивать извещение о такой закупке, а теперь это обязательно. Видимо, поэтому закон предполагает создание контрактных служб в организациях, закупающих на более чем 100 млн руб. в год. А в тех, где закупки делаются в меньшем объеме, — введение должностей контрактного управляющего.

Несмотря на то что закон о контрактной системе копирует многие процедурные положения Закона № 94-ФЗ, и заказчикам, и участникам закупок придется серьезно поучиться работе в рамках контрактной системы. Георгий Сухадольский, исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ), характеризует текст законопроекта как более комфортный для чтения и понимания, чем текст Закона № 94-ФЗ, но предполагает, что в силу большого объема рядовым исполнителям усвоить его будет довольно трудно. К тому же их работа в большей мере будет зависеть от подзаконных актов, коих надо принять по разным оценкам от 50 до более чем 80.

Учиться работать в ФКС планирует и государство, по словам В. Симоненко, уже несколько регионов, например, Москва, предложили протестировать положения системы.