Действительно конкурентными могут остаться лишь процедуры до 3 млн рублей

| статьи | печать

Ужесточение норм в отношении требований к обеспечению заявки и исполнения контракта заставит многие компании малого и среднего бизнеса отказаться от участия в закупках. Такое мнение в ходе VIII Всероссийской практической конференции-семинаре «Государственные закупки — 2013» высказала Мария Денисенко, заместитель директора департамента экономики и финансов Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.

К настоящему времени на рынке сформировался круг малых и средних компаний, которые принимают участие в закупках, только когда не установлено требование о внесении обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта. Зачастую это связано с нехваткой свободных денежных средств, которые можно вывести из оборота.

Но после 1 января, согласно ст. 44 Закона № 44-ФЗ, заказчики будут обязаны устанавливать требования к обеспечению заявок (сейчас это их право) и исполнению государственных и муниципальных контрактов (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Исключение, когда заказчик лишь вправе требовать обеспечение, предусмотрено только для некоторых видов контрактов, заключаемых по результатам закупки у единственного поставщика.

В итоге действительно конкурентными останутся лишь процедуры с суммой закупки до 3 млн руб., для которых размер обеспечения заявки будет равен 1% от начальной (максимальной) цены контракта (п. 14 ст. 44 Закона № 44-ФЗ). В них представители малого бизнеса еще смогут позволить себе принять участие.

Конкуренция может сойти на нет и из-за механизма борьбы с демпингом, поскольку при снижении цены контракта на 25% при закупках на сумму 15 млн руб. и более размер обеспечения исполнения контракта, которое должен предоставить участник, увеличивается в 1,5 раза, а при меньшем объеме закупок — либо повышенное обеспечение, либо информацию, подтверждающую его добросовестность согласно требованиям п. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ.

Предприятия также должны будут учитывать, что обеспечение заявок (денежными средствами или в виде банковской гарантии) может к ним не вернуться. Согласно ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ это возможно в трех случаях:

  • при уклонении или отказе участника закупки от заключения контракта;
  • при непредоставлении или предоставлении с нарушением требований Закона № ­44-ФЗ обес­печения исполнения контракта до заключения ­контракта;
  • при изменении или отзыве участником закупки заявки на участие в определении поставщика после истечения срока окончания подачи таких заявок.

Последнее основание сущест­венно ограничивает стратегию поведения участников закупок. Ведь хотя возможность отзыва заявок предусмотрена законодательством, она слишком дорого будет стоить для небольших компаний.

Отсутствие свободных средств для предоставления обеспечения не удастся в полной мере восполнить и за счет банковских гарантий. Во-первых, они недоступны для малых предпринимателей, не имеющих финансовой отчетности. А во-вторых, количество банков, включенных в перечень отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (согласно ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ и п. 4. ст. 176.1 НК РФ), невелико, к тому же они представлены в основном московскими кредитными организациями, не имеющими развитой филиальной сети. И далеко не все из тех, что включены в перечень, приступили к структурным изменениям и обновлению систем документооборота, которые позволят им активно предлагать гарантии на рынке. Этим занимаются лишь самые крупные из банков, а небольшие банки, к которым обращено внимание малого и среднего бизнеса, не могут позволить себе произвести необходимые для изменений финансовые вложения. Поэтому поиск устойчивого банка-партнера, соответствующего требованиям законодательства о контрактной системе и возможностям компании становится одной из важных задач участников закупок.