Новости («ЭЖ Вопрос-ответ», № 10, 2012 г.)

| статьи | печать

Сводная бухгалтерская отчетность: Минфин России прояснил ситуацию

Разъяснены вопросы применения Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности в следующем году.

С 1 января 2013 г. Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (приказ Минфина России от 30.12.96 № 112) должны применять только организации, указанные в п. 2 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». К ним относятся организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по международно признанным правилам, отличным от МСФО, а также организации, облигации которых допущены к обращению на торгах. Остальные организации эти рекомендации не применяют.

Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности полностью утратят силу с 1 января 2016 г.

Приказ вступит в силу с 1 января 2013 г.

(Приказ Минфина России от 14.09.2012 № 126н
«О применении Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. № 112)

У малого бизнеса появились свои формы бухгалтерской отчетности

Минфин России утвердил формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства.

Напомним, что в соответствии с п. 6 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» организации — субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе, представляя только баланс и отчет о прибылях и убытках без детализации показателей. Теперь эти формы утверждены. При их заполнении код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 04.10.2012 № 25592 и вступит в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования (на момент подготовки номера официально не опубликован).

(Приказ Минфина России  от 17.08.2012 № 113н
«О внесении изменений в приказ Министерства финансов РФ от 2 июля 2010 г. № 66н»)

Налоговики будут регистрировать ККТ по новому Административному регламенту

Новый регламент придет на смену Административному регламенту исполнения ФНС России государственной функции по регистрации в установленном порядке ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ, утвержденному приказом Минфина России от 10.03.2009 № 19н.

Новый регламент приведен в соответствие с требованиями, предъявляемыми к административным регламентам Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В круг заявителей включены организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц с использованием платежных терминалов и банкоматов.

Уточнено, что положения регламента не распространяются на кредитные организации, за исключением случаев, когда кредитная организация применяет платежный терминал или банкомат, осуществляющие прием средств наличного платежа, не являющиеся основными средствами этой кредитной организации и не принадлежащие только ей на праве собственности или в силу специфики своей конструкции либо особенностей своего места нахождения.

В новом регламенте приведены: исчерпывающий перечень документов, необходимых для оказания гос­услуги по регистрации ККТ, исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении госуслуги. Отмечено, что налоговики не вправе отказать в приеме документов.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 17.09.2012 № 25479, официально опубликован в «Российской газете», 2012, 26 сент., № 221 и вступил в силу 7 октября 2012 г.

(Приказ Минфина России от 29.06.2012 № 94н
«Об утверждении Административного регламента представления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации»)

Косвенные налоги при ввозе товаров из Беларуси: что изменилось

Утвержден новый формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российских налогоплательщиков, а также правил его контроля при приеме в налоговом органе.

Новый формат заявления используется с 1 октября 2012 г. До этой даты применялся формат, утвержденный приказом ФНС России от 01.02.2012 № ММВ-7-6/40@.

Изменения формата несущественны. В основном они касаются состава подписей лиц на заявлении. Сейчас заявление должно быть подписано и руководителем (представителем) организации, и главным бухгалтером. В новом формате заявление должно содержать только одну подпись: или руководителя, или главного бухгалтера. Кроме того, уточнена дополнительная информация к заполнению кода страны продавца и строк по акцизам.

При приеме заявления в налоговом органе будет обязательно осуществляться проверка файла заявления на соответствие XSD-схеме. В настоящее время такого требования нет. Кроме того, будет проверяться не просто наличие значений в соответствующих классификаторах (справочниках), а их актуальность.

(Приказ ФНС России от 30.08.2012 № ММВ-7-6/583@
«Об утверждении формата заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российских налогоплательщиков, 
а также правил его контроля при приеме в налоговом органе» (вместе с Правилами контроля заявления
о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при его приеме в налоговом органе))

Ставку рефинансирования повысили

С 14 сентября ставка рефинансирования Банка России повышена на 0,25 п.п. и составляет 8,25%. Банк России впервые в этом году повысил ставку рефинансирования. Изменение этого показателя важно не только при оценке макроэкономических процессов, но и для отдельно взятого предприятия. Упустив эту информацию, бухгалтер рискует сделать серьезные ошибки.

Напомним, что ставка рефинансирования применяется, в частности, при расчете:

— пеней за просрочку исполнения обязанности по уплате налога (ст. 75 НК РФ);

— материальной выгоды от экономии на процентах за пользование физлицами заемными средствами (ст. 212 НК РФ);

— предельной величины процентов, начисленных по рублевым долговым обязательствам и учитываемых в составе налоговых расходов в порядке ст. 269 НК РФ.

Кроме того, ставка рефинансирования используется при расчете платы за предоставление инвестиционного налогового кредита (ст. 67 НК РФ). Налоговики при нарушении сроков возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм выплачивают пени, также рассчитываемые исходя из ставки рефинансирования (см., например, ст. 78, 79 и 176 НК РФ).

(Указание Банка России от 13.09.2012 № 2873-У
«О размере ставки рефинансирования Банка России»)

Отчетность в ФСС за девять месяцев: фонд дал рекомендации

Соцстрах рекомендует при сдаче отчетности за девять месяцев 2012 г. заполнять дополнительную таблицу 10 к форме 4-ФСС, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 № 216н.

По информации, полученной нами из ФСС России, отчитываться за девять месяцев 2012 г. нужно по форме 4-ФСС, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 № 216н. Аналогичная информация 3 октября 2012 г. размещена и на официальном сайте ФСС России. Однако теперь появилось письмо ФСС России, в котором специалисты соцстраха рекомендуют дополнительно к форме 4-ФСС заполнять таблицу 10 со сведениями по аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенным обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Ее форма приведена в приложении к письму.

Необходимость заполнения таблицы ФСС России аргументирует тем, что размер скидки или надбавки к страховому тарифу устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. А заявление на установление скидки к страховому тарифу на 2013 г. принимается до 1 ноября текущего календарного года. ФСС России обращает внимание, что заполнение сведений по аттестации рабочих мест по условиям труда должно производиться по состоянию на 1 января 2012 г., а не на отчетную дату.

Отметим, что данное письмо ФСС России нормативным актом не является. В нем высказаны лишь рекомендации фонда. Поэтому требовать обязательного представления этой таблицы территориальные органы ФСС России не вправе. Однако, если вы в 2013 г. претендуете на скидку к тарифу, таблицу лучше заполнить.

(Письмо ФСС России от 02.10.2012 № 15-03-11/07-12612)

Как подтвердить статус замдиректора в налоговых правоотношениях

Минфин России дал разъяснения о том, как документально подтвердить полномочия заместителя директора организации на участие в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Полномочия представителя налогоплательщика, который может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами. На основании п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» без доверенности действовать от имени общества может только единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор). Ни Налоговым кодексом, ни вышеназванным законом не предусмотрено, что иное лицо без доверенности на основании приказа законного представителя вправе действовать от имени общества, в том числе представлять его интересы. Поэтому заместитель директора общества, на которого приказом возложено исполнение обязанностей директора общества в период его отсутствия в связи со служебной командировкой, вправе участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в качестве уполномоченного представителя общества на основании доверенности.

(Письмо Минфина России от 25.09.2012 № 03-02-07/1-227)

Если у одного участка несколько видов разрешенного использования

Какую ставку земельного налога нужно применять в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования? На этот вопрос ответили специалисты Минфина России.

Налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных п. 1 ст. 394 НК РФ. При этом допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость участка.

Согласно п. 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (приказ Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39) расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования. При этом, если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, его кадастровая стоимость устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования в составе жилой застройки, для которого указанное значение является наибольшим.

Таким образом, в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования применяется налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования земельного участка, которому соответствует установленная для данного участка кадастровая стоимость.

(Письмо Минфина России от 20.09.2012 № 03-05-05-02/98)

Чиновники определились с датой реализации подакцизных товаров на экспорт

В своем письме налоговики привели письмо Минфина России от 30.08.2012 № 03-07-15/1/20, в котором изложена позиция, выработанная Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России совместно с Управлением налогообложения ФНС России, по вопросу определения даты реализации подакцизных товаров на экспорт.

Для целей применения акцизов датой реализации товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя или перевозчика для доставки товаров покупателю. Что касается определения даты реализации за пределы РФ подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, то она определяется как день подписания акта приема-передачи подакцизных товаров.

Разъяснения размещены на сайте ФНС России как документ, обязательный к применению налоговыми органами.

(Письмо ФНС России от 24.09.2012 № ЕД-4-3/15908@ 
 «О направлении письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.2012 № 03-07-15/1/20
по вопросу определения даты реализации подакцизных товаров за пределы Российской Федерации 
в целях исчисления срока представления в налоговый орган документов,
подтверждающих правомерность освобождения налогоплательщиков от уплаты акциза»)

Сложный случай: как взимать НДС с банкрота на «упрощенке»

Налоговики довели до сведения нижестоящих налоговых органов порядок применения НДС при получении имущества должника-банкрота, применяющего УСН.

При реализации имущества должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами, НДС по данной операции уплачивается в бюджет покупателями этого имущества, которые признаются налоговыми агентами (п. 4.1 ст. 161 НК РФ).

Но организации, применяющие УСН, плательщиками НДС не являются, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ. Поэтому при получении по соглашению о предоставлении отступного имущества должника, признанного банкротом и не являющегося плательщиком НДС в связи с применением УСН, получатели такого имущества налоговыми агентами не являются и соответственно на них обязанность перечислять в бюджет НДС не возлагается.

Письмо размещено на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами».

(Письмо ФНС России от 20.09.2012 
№ ЕД-4-3/15733@ «О направлении письма Минфина России»)

Порядок учета расходов в виде процентов по долговым обязательствам изменится

Об этом сообщило финансовое ведомство в одном из своих недавних писем.

Организация обратилась к финансистам с просьбой рассмотреть вопрос об отмене для целей налогообложения прибыли нормирования процентов по займам и кредитам, полученным в иностранной валюте, либо об установлении единого порядка расчета предельной величины процентов для рублевых и валютных обязательств.

Финансисты указали, что коэффициенты, установленные ст. 269 НК РФ, должны учитывать проводимую денежно-кредитную политику. Основными направлениями налоговой политики предусмотрено рассмотрение вопроса об изменении порядка учета расходов в виде процентов с учетом совершенствования норм НК РФ о трансфертном цено­образовании. Так что в обозримом будущем можно ожидать внесения изменений в ст. 269 НК РФ.

Сейчас предельная величина процентов, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, не должна превышать ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, по рублевым обязательствам и произведение ставки рефинансирования и коэффициента 0,8 — по валютным кредитам.

С 1 января 2013 г. предельный расход по процентам будет определяться по банковской ставке, увеличенной в 1,1 раза, по обязательствам в рублях и равной 15% — по валютным заимствованиям.

(Письмо Минфина России от 30.08.2012 № 03-03-06/1/441)

Доставка сотрудников к месту работы: как учесть расходы

Финансисты разъяснили вопрос о возможности учета для целей налогообложения расходов на доставку сотрудников к месту работы.

Компания организовала доставку сотрудников до места работы собственным транспортом, поскольку график движения общественного транспорта не позволяет им прибывать к началу первой и третьей смены. Можно ли учесть такие затраты при расчете налога на прибыль? Чиновники указали, что общие критерии принятия расходов к налоговому учету установлены п. 1 ст. 252 НК РФ. В соответствии с названной нормой не учитываются расходы, поименованные в ст. 270 НК РФ, в частности затраты на оплату проезда сотрудников к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом. Исключение — оплата проезда осуществлена в силу технологических особенностей производственного процесса или же предусмотрена трудовыми договорами. С учетом того, что график общественного транспорта не совпадает со временем, к которому сотрудникам необходимо явиться на работу, расходы организации на осуществление доставки сотрудников до места работы могут быть учтены как связанные с технологическими особенностями производства.

(Письмо Минфина России от 31.08.2012 № 03-03-06/1/449)

ЕНВД: как двум предпринимателям поделить один физический показатель

Налоговики разъяснили, какой физический показатель для исчисления ЕНВД нужно использовать, если на одной площади торгуют два предпринимателя, причем товар каждого рассредоточен по всей площади помещения.

В письме рассмотрена следующая ситуация. Два предпринимателя занимаются розничной торговлей и применяют ЕНВД. Площадь торгового помещения, в котором осуществляется торговля, составляет 100 кв. м. При этом каждый предприниматель арендует по 50 кв. м этой площади. Один предприниматель торгует мебелью, а другой — светильниками. Товар одного и другого рассредоточен по всей торговой площади магазина.

В такой ситуации ФНС России полагает, что каждый из предпринимателей должен рассчитывать ЕНВД исходя из физического показателя базовой доходности, равной всей площади магазина, то есть исходя из 100 кв. м.

Налоговики объясняют это тем, что при исчислении налоговой базы по ЕНВД налогоплательщик, осуществляющий розничную торговлю через объект стационарной торговой сети, имеющий торговый зал, должен учитывать всю фактически используемую им площадь для ведения торговли.

(Письмо ФНС России от 22.08.2012 № ЕД-3-3/3036@)

Счет-фактура: если код страны происхождения не соответствует ее названию

Налогоплательщики имеют право на вычет НДС по счету-фактуре, в котором код страны происхождения товаров не соответствует наименованию этой страны.

При реализации товаров, страной происхождения которых не является Россия, в графах 10 и 10а счета-фактуры нужно указать цифровой код страны и соответствующее ему краткое наименование страны происхождения товаров (Правила заполнения счета-фактуры, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, далее — Правила). Всю необходимую для этого информацию можно взять из Общероссийского классификатора стран мира. Если же местом происхождения товаров является группа либо союз стран, то в графе 10 ставится прочерк, а в графе 10а указывается краткое наименование группы (союза) стран (например, Евросоюз).

В том случае, когда информация, указанная в названных графах, неидентична, это не является основанием для отказа в вычете «входного» НДС. Ведь при обнаружении в счетах-фактурах ошибок, не препятствующих налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, новые экземпляры счетов-фактур не составляются (п. 7 Правил).

Рассматриваемые разъяснения налоговиков ценны тем, что именно ими будут пользоваться в работе нижестоящие налоговые органы. Это связано с тем, что указанное письмо размещено на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами».

(Письмо ФНС России от 04.09.2012 № ЕД-4-3/14705@ 
«О налоге на добавленную стоимость»)

Заявительный порядок: тонкости возмещения НДС

Если НДС возмещен из бюджета в заявительном порядке, а организация подает уточненку до завершения камеральной проверки, полученные (зачтенные) суммы НДС возвращаются независимо от размера суммы налога, отраженной в уточненной декларации по сравнению с первичной.

Положения ст. 176.1 НК РФ позволяют некоторым организациям возмещать НДС из бюджета до окончания камеральной проверки декларации. При этом камеральная проверка продолжается, и по ее результатам обоснованность заявленных вычетов будет либо подтверждена (тогда инспекция вынесет решение об отказе в привлечении компании к ответственности), либо опровергнута (тогда компании начислят штрафы, а сумму излишне возмещенного в заявительном порядке НДС придется вернуть в бюджет с процентами).

В случае когда после принятия инспекцией решения о возмещении суммы НДС в заявительном порядке, но до завершения камеральной проверки компания подаст уточненную декларацию, решение по первичной декларации отменяется (п. 24 ст. 176.1 НК РФ). Суммы, полученные (зачтенные) организацией в заявительном порядке, должны быть возвращены в бюджет с учетом процентов, предусмотренных п. 17 ст. 176.1 НК РФ. И вернуть, как считают финансисты, нужно всю сумму, независимо от того, в большем или меньшем размере заявлен НДС к возмещению в уточненке по сравнению с первичной декларацией.

(Письмо Минфина России от 17.08.2012 № 03-07-08/249)

Когда стоимость питание на семинаре уменьшает налог на прибыль

Чиновники разъяснили, что возможность включения в состав расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, затрат на организацию питания участников семинаров (кофе-паузы) зависит от того, включены ли такие затраты в стоимость семинара.

Финансисты напомнили, что для целей налогообложения прибыли учитываются экономически оправданные и документально подтвержденные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому в случае, когда затраты на организацию питания участников семинара включены в стоимость договора на участие в семинаре и соответствуют указанным в главе 25 НК РФ критериям, их можно учесть как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Отметим, что аналогичные выводы приводились еще в письме УФНС России по г. Москве от 05.04.2000 № 03-12/13034. А Минфин России в письме от 01.06.2011 № 03-11-06/2/86 указал, что затраты на организацию бесплатных кофе-пауз в программе семинара не могут быть учтены в целях исчисления налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налого­обложения.

Одновременно финансисты отметили, что НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для организации обедов и кофе-пауз, стоимость которых включена в стоимость услуг по проведению семинаров, можно заявить к вычету.

(Письмо Минфина России от 13.08.2012 № 03-03-06/1/406)

НДС-документация: если имущество куплено у банкрота

Разъяснен порядок регистрации налоговыми агентами в книге продаж платежно-расчетных документов, свидетельствующих о перечислении НДС в бюджет при приобретении имущества у должников, признанных банкротами.

По общему правилу при реализации имущества должников-банкротов налоговыми агентами по НДС являются покупатели такого имущества (п. 4.1 ст. 161 НК РФ). Счета-фактуры при этом не составляются, а в книге продаж регистрируются расчетно-платежные документы, подтверждающие перечисление удержанных сумм НДС в бюджет. Поэтому в случае, когда к установленному сроку подачи декларации за период, в котором рассчитан налог по приобретенному имуществу, соответствующая сумма НДС уплачена в бюджет, платежно-расчетные документы регистрируются в книге продаж за этот налоговый период. Если же НДС уплачен после подачи декларации, платежно-расчетные документы, свидетельствующие об уплате налога, регистрируются в дополнительном листе книги продаж за указанный налоговый период.

(Письмо ФНС России от 03.08.2012 № ЕД-3-3/2754)

Учет операций по изъятию недвижимости дал федеральных нужд

Минфин России разъяснил порядок учета операций по изъятию (выкупу) недвижимого имущества организации для федеральных нужд для целей НДС и налога на прибыль.

Так, товаром признается любое имущество, предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). Реализацией признается передача права собственности на товары (п. 1 ст. 39 НК РФ). Операции по реализации товаров признаются объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому при изъятии путем выкупа у организации объектов недвижимого имущества для федеральных нужд у организации возникает объект обложения НДС.

Сумма компенсации за изъятое имущество является доходом организации. При этом налогоплательщик вправе уменьшить сумму компенсации за изымаемое амортизируемое недвижимое имущество на его остаточную стоимость, определенную на основании данных налогового учета.

(Письмо Минфина России от 11.09.2012 № 03-07-11/369)