1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1695

Новости («Малая бухгалтерия», № 05, 2012 г.)

Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» утрачивает силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон № 63-ФЗ), который заменяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (далее — Закон № 1-ФЗ), ввел новые понятия — квалифицированная и неквалифицированная электронные подписи. Понятие «электронная цифровая подпись», установленное старым Законом об электронной подписи, уходит в небытие, и сам документ должен был утратить силу с 1 июля 2012 г. 

Из переходных положений, закрепленных в ст. 19 нового Закона, № 63-ФЗ следует, что сертификаты ключей подписей, выданные в соответствии с Законом № 1-ФЗ, можно продолжать использовать, если не истек срок их действия — до момента, когда Закон № 1-ФЗ утратит силу. Таким образом, подписывать электронные документы электронной цифровой подписью компании могли до 1 июля 2012 г. — она признавалась равноценной квалифицированной электронной подписи. Предполагалось, что после 1 июля 2012 г. будут использоваться только сертификаты квалифицированных электронных подписей, выданные в соответствии с Законом № 63-ФЗ.

Теперь установлено, что Закон № 1-ФЗ утрачивает силу с 1 января 2013 г. Соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 20 Закона № 63-ФЗ Федеральным законом от 10.07.2012 № 108-ФЗ.

Это означает, что компании, владеющие действующими сертификатами ключей, выданными в соответствии со старым Законом об электронной подписи, могут продолжать использовать их в течение всего 2012 г. Документы, подписанные электронной цифровой подписью, считаются подписанными квалифицированной электронной подписью (п. 2 ст. 19 Закона № 63-ФЗ).

Расширен перечень лиц, имеющих льготы по уплате госпошлины при обращении в суды

От уплаты государственной пошлины при обращении к мировым судьям, в суды общей юрисдикции и арбитражные суды освобождены авторы результатов интеллектуальной деятельности по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия). Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 10.07.2012 № 100-ФЗ в ст. 333.36 и 333.37 НК РФ. Изменения призваны способствовать развитию института принудительной лицензии.

Напомним, что под принудительной лицензией понимается возможность заинтересованного лица в судебном порядке потребовать предоставления ему на указанных в решении суда условиях права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу. Такое понятие прописано в ст. 1239 Гражданского кодекса.

Поправки вступят в силу с 12 августа 2012 г.

Очередные поправки в Налоговый кодекс

Федеральным законом от 29.06.2012 № 97-ФЗ в законодательство внесены поправки, направленные в том числе на совершенствование электронного документооборота между банками и налоговыми органами и на уточнение порядка налогообложения процентных доходов по долговым обязательствам

Изменения, предусмотренные законом, в частности, в ст. 76 и 86 НК РФ, устанавливают единый способ обмена документами между банками и налоговыми органами, устраняя некоторые противоречия, имеющиеся в действующей редакции НК РФ. Так, согласно поправкам, внесенным в п. 4 ст. 76 НК РФ, решение налогового органа о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств должно направляться в банк только в электронной форме. Действующая редакция предусматривает два варианта — на бумажном носителе или в электронном виде, что нередко приводит к дублированию документов.

Дополнения в главу 25 НК РФ, например в ст. 309 и 310 НК РФ, уточняют порядок налогообложения процентных доходов, получаемых иностранными организациями по долговым обязательствам российских компаний, которые выступают в этом случае в качестве налоговых агентов.

Утверждена форма расчета финансового результата инвестиционного товарищества

С этого года вступил в силу Федеральный закон от 28.11.2012 № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе». Соответствующие изменения в части налогообложения внесены и в Налоговый кодекс Федеральным законом от 28.11.2012 № 336-ФЗ. В первой части НК РФ появилась новая ст. 24.1, посвященная налогообложению участников инвестиционного товарищества. Подпунктом 3 п. 4 данной нормы Кодекса на уполномоченного управляющего товарища возложена обязанность по сдаче в налоговые органы расчета финансового результата инвестиционного товарищества. Отчетность должна быть представлена не позднее сроков, установленных для сдачи декларации по налогу на прибыль. Соответствующую форму расчета должен был утвердить Минфин России.

Теперь такая форма появилась. Она состоит из титульного листа и трех разделов.

Минюст России 12 июля 2012 г. зарегистрировал соответствующий приказ Минфина России от 13.06.2012 № 77н.

Налоговики разъяснили, когда применять новую форму декларации по налогу на прибыль

Минюст России 20 апреля 2012 г. зарегистрировал приказ ФНС России от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174, которым утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль и порядок ее заполнения (комментарий к этому документу см. в «БП», 2012, № 17). Напомним, что среди прочих новаций в новой форме появились разделы, позволяющие заполнить декларацию компаниям, которые в этом году объединились в консолидированные группы налогоплательщиков (КГН). Документ введен в действие 24 июня. Возник вопрос: с какого периода компании должны применять новую декларацию? Тем более что чиновники рекомендовали ответственным участникам КГН использовать ее уже при сдаче отчетности за I квартал 2012 г. независимо от того, когда соответствующий приказ ФНС России вступит в силу (письма ФНС России от 19.04.2012 № ЕД-4-3/6645 и Минфина России от 18.04.2012 № 03-03-10/39).

По мнению налоговых органов (позиция согласована с Минфином России), новая декларации применяется начиная с представления отчетности за девять месяцев 2012 г., при уплате ежемесячных авансовых платежей из фактически полученной прибыли — за июль 2012 г. (письмо ФНС России от 15.06.2012 № ЕД-4-3/9882). Что касается КГН, они применяют новую форму с учетом ранее данных разъяснений, то есть с отчетности за I квартал 2012 г.

Как подтвердить налоговый статус гражданина Республики Беларусь

По мнению Минфина России, изложенному в письме Минфина России от 27.06.2012 № 03-04-05/6-782, отметка миграционной службы о регистрации иностранного гражданина по месту жительства подтверждает лишь право его нахождения в РФ, но не фактическое время его нахождения на территории страны. Для подтверждения времени нахождения на территории РФ в наличии должны иметься и другие документы, оформленные в порядке, установленном российским законодательством, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в России. К сожалению, финансисты не пояснили, какими конкретно документами подтвердить нахождение белорусского гражданина на территории РФ. Ведь при пересечении ими границы РФ отметки в паспорте органами пограничного контроля не проставляются и миграционные карты гражданам Республики Беларусь не оформляются. Однако ранее в письме от 05.02.2008 № 03-04-06-01/31 Минфин России указал, что документами, подтверждающими фактическое нахождение белорусского гражданина в России, могут являться справки с места работы, выданные на основании табеля учета рабочего времени, квитанции о проживании в гостинице и другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством РФ, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физлица в РФ.

Кулер и воду можно списать в расходы

Минфин России изменил свою позицию по вопросу учета для целей налогообложения прибыли питьевой воды, приобретаемой компанией для своих сотрудников. В письме от 25.05.2012 № 03-03-06/1/274 финансисты разрешили списывать затраты на установку кулера и приобретение бутилированной воды.

Минфин России признал, что затраты на приобретение питьевой воды для работников можно учесть в расходах на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, независимо от того, соответствует водопроводная вода требованиям СанПиН или нет. Напомним, что ранее ведомство занимало такую позицию: затраты на приобретение питьевой воды для работников могут уменьшать налоговую базу, только если водопроводная вода не соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого снабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20) и опасна для использования в качестве питьевой (письмо от 31.01.2011 № 03-03-06/1/43).

На изменение позиции финансового ведомства повлиял Федеральный закон от 18.07.2011 № 238-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Часть 3 ст. 226 ТК РФ дополнили положением о том, что типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Такой перечень был утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н. В пункте 18 этого документа установлено, что одним из мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профрисков является приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.

Под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ). Работодатель обязан обеспечить условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства (ст. 163 ТК РФ). Кроме того, работодатель обязан обес­печивать бытовые нужды сотрудников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей (ст. 22 ТК РФ). На него также возлагается обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 223 ТК РФ).

Исходя из этих норм Минфин России и пришел к выводу, что затраты на приобретение питьевой воды обоснованны и могут быть включены в состав прочих расходов на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Учет страховых взносов не зависит от признания соответствующих выплат в налоговом учете

Страховые взносы во внебюджетные фонды начисляются и уплачиваются вне зависимости от того, учитываются ли выплаты в пользу работников при расчете налога на прибыль. Главное, чтобы выплаты и вознаграждения были произведены в рамках трудовых отношений между работником и работодателем (ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 03-03-06/4/40). Но если выплаты работникам нельзя учесть в налоговом учете, можно ли страховые взносы на такие выплаты отразить в составе расходов на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ?

Такая ситуация, в частности, складывается, когда работодатель обеспечивает своих работников путевками на отдых. С их стоимости начисляются взносы во внебюджетные фонды. По мнению Минфина России, изложенному в письме от 18.05.2012 № 03-03-06/4/40, организация имеет полное право отразить эти суммы при расчете налога на прибыль. Ведь ст. 270 НК РФ не содержит положений, не позволяющих учесть при налогообложении прибыли страховые взносы, начисленные на выплаты и вознаграждения, которые не признаются расходами в соответствии с главой 25 НК РФ.

Обоснованность отнесения в налоговом учете расходов к прямым можно подтвердить данными бухучета

В налоговом учете расходы подразделяются на прямые и косвенные. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) исходя из рекомендаций, данных в п. 1 ст. 318 Налогового кодекса РФ. Если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик сам устанавливает механизм распределения указанных расходов с применением экономически обос­нованных показателей (п. 1 ст. 319 НК РФ).

По мнению специалистов Минфина России, изложенному в письме от 14.05.2012 № 03-03-06/1/247, при формировании состава прямых расходов в налоговом учете налогоплательщик может учитывать перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), применяемый для целей бухгалтерского учета.

Финансисты объясняют свою позицию тем, что одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении.

На это указано в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Как выставлять корректировочные счета-фактуры при возврате покупателем товаров

ФНС России в письме от 05.07.2012 № АС-4-3/11044@ указала, что при возврате товаров, принятых покупателем на учет, счет-фактура по возвращаемым товарам выставляется покупателем. Поэтому в данном случае продавец не выставляет корректировочные счета-фактуры. Если возвращаемые товары не были приняты покупателем на учет, продавцу следует выставить корректировочные счета-фактуры.

Отметим, что теперь позиция налоговиков полностью соответствует мнению Минфина России (письма от 13.04.2012 № 03-07-09/34 и от 02.03.2012 № 03-07-09/17).

Между тем ранее налоговики настаивали на ином порядке выставления счетов-фактур при возврате товара, не принятого покупателем к учету. Так, в письме ФНС России от 11.04.2012 № ЕД-4-3/6103@ они разъясняли, что при отказе покупателя от приемки всей партии товара нужно руководствоваться п. 5 ст. 171 НК РФ и п. 2 письма Минфина России от 07.03.2007 № 03-07-15/29, в соответствии с которыми счет-фактура, зарегистрированный продавцом в книге продаж при отгрузке товаров, регистрируется в книге покупок продавца по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном п. 4 ст. 172 НК РФ.

На наш взгляд, вопрос, должен ли продавец составлять корректировочный счет-фактуру при возврате покупателем товаров, зависит от того, по каким причинам возвращается товар, а не только от того, был он принят к учету продавцом или нет.

Учет платежей за пользование чужим товарным знаком 

ФНС России письмом от 25.06.2012 № ЕД-4-3/10308 довела до территориальных налоговых органов письмо Минфина России от 04.06.2012 № 03-03-10/60, содержащее разъяснения по поводу учета в составе расходов лицензионных платежей за пользование товарным знаком и затрат на рекламу с использованием товарного знака, в отношении которого организация обладает только неисключительным правом. Ведомства посчитали правомерным включать платежи за пользование товарным знаком в расходы на основании подп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии, что выполняются требования ст. 252 НК РФ.

Кроме того, чиновники отметили, что товарный знак должен использоваться лицензиатом в соответствии со ст. 1484 ГК РФ, то есть размещаться на товарах, в том числе на этикетках, упаковках при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, на документации, связанной с введением товаров в оборот, в рекламе. Затраты на рекламу бренда, не принадлежащего компании, также можно учесть для целей налогообложения, соблюдая ограничения, установленные п. 4 ст. 264 НК РФ.

Документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами», поэтому игнорировать его инспекторы на местах не имеют права.