1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1444

Бизнес в сфере услуг полон радужных надежд

Обобщающий показатель делового климата — индекс предпринимательской уверенности — в сфере услуг в II квартале нынешнего года оказался самым высоким среди других отраслей экономики. Об этом свидетельствуют результаты исследования Росстата. Правда, ученые Высшей школы экономики отмечают, что во многих секторах услуг (туризме, санаторно-курортном обслуживании, гостиничном бизнесе и проч.) именно на лето приходится пик деловой активности. Это объясняет оптимизм предпринимателей.

В конъюнктурном опросе Росстата приняли участие 5700 компаний отрасли. Большинство из них оказывают услуги b-2-с (Business-to-Consumer). По оценке директора Центра конъюнктурных исследований «Вышки» Георгия Остапковича, исследование продемонстрировало достаточно динамичное развитие данного сектора нашей экономики.

Почти три четверти участников опроса считали уровень спроса на оказываемые услуги в II квартале нормальным. При этом доля респондентов, указавших на уровень ниже нормального, — 23%.

Тем не менее даже в условиях преобладания позитивных оценок спроса заметного повышения востребованности услуг по сравнению с предыдущим кварталом не наблюдалось. Незначительный положительный баланс оценок изменения показателя спроса (+2%) сложился в основном за счет предпринимателей, оказывающих финансовые услуги и занимающихся стоматологической практикой.

В краткосрочной перспективе бизнесмены ожидают дальнейшее развитие тенденции увеличения спроса на услуги. Баланс мнений респондентов относительно предполагаемого изменения этого показателя в III квартале текущего года составил 19%.

Позитивные оценки показателя спроса преобладали над негативными практически во всех охваченных обследованием видах услуг. Причем наиболее оптимистичные прогнозы были получены от предпринимателей, занятых оказанием сезонных услуг — туристических, гостиничных и санаторно-курортных, а также от страховщиков. Почти половина (40—45%) респондентов в этих видах деятельности надеялась на улучшение рыночной конъюнктуры в ближайшем будущем.

Прибыли меньше, оптимизма больше

Число заключенных договоров в II квартале было ниже, чем позволяли возможности сервисных организаций. Баланс оценок уровня данного показателя имел отрицательное значение (–20%), а баланс оценок его изменения был недалек от нулевой отметки (+1%). Примерно такими же величинами характеризовался и стоимостный объем оказанных услуг. Балансы соответствующих оценок составили –22 и +2%.

Между тем и здесь отечественные предприниматели с оптимизмом смотрят в ближайшее будущее. В III квартале нынешнего года, полагают они, возможно увеличение объема предоставляемых услуг как в результате расширения клиентской базы сервисных организаций, так и за счет инфляционной составляющей. Роста числа заключенных договоров ожидают 27% участников опроса, а увеличения стоимостного объема услуг — 32% (снижения — 10 и 11% соответственно).

Финансовые показатели деятельности компаний отрасли нельзя назвать позитивными. Низкий уровень достаточности собственных финансовых средств являлся барьером на пути их развития. На его негативное воздействие указали почти 40% всех участников опроса.

Ощутимый рост затрат в анализируемом квартале по сравнению с предыдущим периодом сопровождался снижением полученной сервисными фирмами прибыли. Балансы оценок изменения соответствующих показателей в сфере услуг в целом составили +11 и –2%.

Тем не менее основанием для сдержанного оптимизма может служить наметившаяся перспектива увеличения прибыли в III квартале текущего года. Число респондентов, заявивших о вероятном росте этого показателя, в два раза превысило количество тех, кто придерживался противоположного мнения (25 и 11%).

Невзирая на определенные маркетинговые и финансовые трудности, большинство бизнесменов в целом позитивно воспринимали создавшуюся ситуацию. Подавляющая часть (9 из 10 участвовавших в опросе руководителей) была удовлетворена экономическим положением своих компаний в II квартале 2012 г. Более того, 24% топ-менеджеров считают его благоприятным, а 65% — удовлетворительным.

Прогнозы экономического положения предприятий отрасли на III квартал тоже достаточно оптимистичны. Балансы оценок фактического и ожидаемого изменения экономического положения в целом по выборке составили +9 и +23% соответственно.

Результаты исследования выявили слабую инвестиционную активность организаций сферы услуг. В большинстве компаний (61%) капиталовложения в II квартале отсутствовали, 11% считают их уровень ниже нормального и только 28% удовлетворены сложившимся объемом инвестиций. Лишь 6% предпринимателей отметили рост данного показателя в исследуемом квартале по сравнению с предыдущим и 8% планировали увеличение объема финансовых вложений на инвестиционные цели в ближайшей перспективе.

Если бы не налоги…

Среди факторов, негативно влияющих на состояние делового климата в сфере услуг, явно доминировал комплекс финансовых проблем. Рейтинг «головных болей» предпринимателей возглавил уже ставший традиционным лидером с момента повышения ставки ЕСН фактор «существующий уровень налогообложения». В затылок ему дышит «недостаток финансовых средств» (на каждый из данных барьеров жаловались почти по 40% всех участников опроса). Третьей ощутимой преградой на пути развития бизнеса, по мнению 33% респондентов, был недостаточный спрос на оказываемые услуги.

Коррупция органов власти, согласно результатам опроса, редко существенно осложняла работу компаний сферы услуг. Эту проблему упомянули 4% предпринимателей, занимающихся сервисом. По всей вероятности, замечают ученые ВШЭ, коррупционный налог на бизнес воспринимается предпринимателями как неизбежность, и он полностью включен в дополнительную стоимость оказываемых услуг.

В целом же результирующий индикатор делового климата — индекс предпринимательской уверенности поднялся в II квартале в сфере услуг выше, чем в других отраслях экономики (+10%). Причиной такого успеха, замечают эксперты Центра конъюнктурных исследований «Вышки», во многом стали оптимистичные взгляды бизнесменов на перспективы развития сферы услуг в III квартале. А они в определенной мере связаны с сезонным всплеском деловой активности в отрасли.