1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1346

Бороться с грязными деньгами надо чистыми методами

Поправки к законодательству, направленные на борьбу с легализацией преступных доходов, планируется принять до конца нынешнего года, сообщил на встрече с главой государства руководитель Росфинмониторинга Юрий Чиханчин. Эксперты опасаются, что «вскрытие» банковской тайны и остановка финансовых операций при подозрении в отмывании денег в российских реалиях развяжут руки недобросовестным силовикам для вымогательства взяток и рейдерских захватов бизнеса.

В прошлом году наша финансовая разведка провела 786 проверок на предмет соблюдения организациями требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. После 723 проверок (92% их общего числа) были возбуждены дела об административных правонарушениях. Всего «под колпаком» Росфинмониторинга оказалось почти 21 500 организаций (лизинговые и факторинговые компании, игорные дома, риелторские фирмы и т.д.).

На следующей неделе, по словам г-на Чиханчина, Россия отчитывается в ФАТФ (FATF, Financial Action Task Force on Money Laundering — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). «Я как руководитель российской делегации буду отчитываться в целом. Отчет готов, все положительно. Есть технические вопросы… Надо сделать поправки к закону, и мы до конца этого года все эти поправки сделаем», — доложил шеф финансовой разведки президенту страны.

Изменения затронут прежде всего Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Банки получат право приостанавливать операции, если их характер сомнителен. Срок приостановки составит 30 дней, в течение которых правоохранительные органы проверят, соответствуют ли такие операции законодательству.

Кроме того, предполагаются поправки к Федеральному закону от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». В частности, планируется предоставить силовикам права в ходе оперативно-разыскных мероприятий «вскрывать» банковскую тайну и контролировать движение финансовых средств по счетам.

«Антиотмывочный» пакет также включает изменения в Уголовный кодекс, позволяющие налоговикам приостанавливать работу предприятия, реального собственника которого не удается идентифицировать.

В общем, целый букет приостановок, вскрытий и проч., то есть полномочий, которые при честном использовании помогут силовым органам более эффективно бороться с грязными деньгами, но при недобросовестном подходе как минимум создадут условия для вымогательства взяток, а может и хуже — захвата чужого бизнеса.

Сам глава Росфинмониторинга настроен оптимистично: «За все годы работы при всей сложности и конфиденциальности этой работы из стен учреждения никогда не уходила информация, которая наносила бы ущерб бизнесу, экономике».

Увы, представители бизнеса на перспективы применения новых полномочий силовиков смотрят более пессимистично.

Сегодня почти каждый предприниматель может потерять бизнес в результате сфабрикованного судебного дела по обвинению в отмывании доходов, считает председатель общественной организации «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева. Причем Генпрокуратура в подавляющем большинстве случаев поддерживает сторону обвинения.

К тому же сужаются полномочия прокуратуры в сфере защиты бизнеса от проверок государственных органов. В Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», по словам вице-президента «ОПОРЫ России» Владислава Корочкина, недавно были внесены поправки, ослабляющие функции прокурорского надзора над проверяющими органами. «В результате правоохранительные органы часто чувствуют себя выше закона», — подчеркивает он.

Вряд ли позицию Генпрокуратуры изменит выделение в ее структуре специального управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей. Ведь возглавил ее Александр Буксман, печально известный участием в деле «ЮКОСа» и аукционной комиссии, занимавшейся продажей «Юганск­нефтегаза» тверской фирме «Байкалфинансгрупп». Здесь, как говорится, комментарии излишни…