Новости («Новая бухгалтерия», № 11, 2008 г.)

| статьи | печать

Налоговые отношения

Федеральный закон от 13.10.2008 N 172-ФЗ "О внесении изменения в статью 174 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (вступил в силу 14.10.2008)

Данный Закон внес изменения в порядок уплаты НДС по итогам налогового периода.

Начиная с III квартала 2008 г. уплата налога производится равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" (вступило в силу 01.10.2008)

На основании пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ Правительство РФ утвердило Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с ОКП, облагаемых НДС по ставке 10% при их реализации, и Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД РФ, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при их ввозе на таможенную территорию РФ. В Перечни не включены медицинские товары российского и иностранного производства, реализация которых не подлежит обложению НДС в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 и п. 2 ст. 150 НК РФ.

Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 676 "О внесении изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы" (вступает в силу 01.01.2009)

Правительство РФ внесло изменения в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Изменения затронули практически все амортизационные группы, за исключением девятой и десятой, которые включают в себя имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно и свыше 30 лет.

Внесенные изменения коснулись уменьшения срока полезного использования по ряду объектов основных средств. Например, насосы конденсатные, питательные и песковые, грунтовые, шламовые переведены из второй амортизационной группы в первую, а экскаваторы одноковшовые с ковшом емкостью 4 куб. м и свыше исключены из пятой группы и включены в четвертую амортизационную группу.

Приказ Минфина России от 16.09.2008 N 95н "Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и Порядков их заполнения" (зарегистрирован в Минюсте России 06.10.2008 N 12403)

Минфин утвердил новые формы налоговой декларации по земельному налогу и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу.

Новшеством является наличие в формах полей для указания кодов вида места представления декларации, кодов, определяющих способ и вид представления декларации, а для налогового расчета по авансовым платежам - кодов, определяющих отчетные периоды.

Настоящий Приказ вступает в силу начиная с представления налоговых расчетов по авансовому платежу по земельному налогу за I квартал 2009 г.

Приказ Минфина России от 11.09.2008 N 94н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 ноября 2006 г. N 136н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения" (зарегистрирован в Минюсте России 10.10.2008 N 12444)

В Порядок заполнения налоговой декларации по НДС внесены изменения, касающиеся операций, освобождаемых от налогообложения в соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 146 и пп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Операции по реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в городе Сочи отражаются в налоговой декларации по НДС по коду 1010809, а проведение работ (оказание услуг) на территории портовой особой экономической зоны ее резидентами - по коду 1010259.

Настоящий Приказ вступает в силу начиная с представления налоговой декларации по НДС за первый налоговый период 2009 г.

Письмо Минфина России от 30.09.2008 N 03-03-06/2/131

Минфин разъяснил, как необходимо определять остаточную стоимость амортизируемого имущества обособленного подразделения для расчета доли прибыли, приходящейся на это обособленное подразделение.

При расчете остаточной стоимости амортизируемого имущества, приходящегося на долю обособленного подразделения, учитывается все амортизируемое имущество, используемое обособленным подразделением для осуществления деятельности и находящееся в собственности организации.

При этом, если часть основного средства (здания), принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, используется для размещения обособленного подразделения, а другая часть сдается в аренду третьим лицам, сумма остаточной стоимости амортизируемого имущества, сданного в аренду, учитывается в общей сумме остаточной стоимости амортизируемого имущества налогоплательщика.

Письмо Минфина России от 26.09.2008 N 03-03-06/1/548

Минфин разъяснил, как учитываются доплаты до размера оклада командированным работникам при исчислении налога на прибыль и ЕСН.

Если доплаты до оклада сотрудникам, находившимся в командировке производственного характера, предусмотрены в локальном нормативном акте, то расходы по начислению подобных выплат могут учитываться в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций.

В отношении начисления ЕСН на такие выплаты Минфин отметил, что не признаются объектом налогообложения выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, если такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Поэтому объектом обложения ЕСН за время командировки работника является начисленная ему сумма исходя из размера среднего заработка, а также сумма доплаты до размера оклада.

Письмо Минфина России от 26.09.2008 N 03-03-06/1/546

В Письме объясняется, как учитывать в расходах при исчислении налога на прибыль суммы выходного пособия работнику при его увольнении по основаниям, не указанным в ст. 178 ТК РФ.

Минфин пришел к выводу, что в случае, если трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору предусмотрена выплата выходного пособия при увольнении сотрудника по основаниям, не предусмотренным ст. 178 ТК РФ, такие расходы могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций независимо от оснований расторжения трудового договора.

В отношении обложения указанных выплат ЕСН и НДФЛ Минфин указал, что данными налогами не облагаются выплаты при увольнении работников в случаях, установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления.

Поскольку выплата выходного пособия по основаниям, не предусмотренным ст. 178 ТК РФ, не относится к вышеперечисленным случаям, она подлежит обложению ЕСН и НДФЛ в общеустановленном порядке.

Письмо Минфина России от 23.09.2008 N 03-05-05-01/57

В Письме объясняется, как следует учитывать для целей налогообложения входящие в состав здания систему отопления, сети водопровода и канализации, лифты, вентиляционные устройства, локальные сети и прочие коммуникации.

Под объектом недвижимого имущества, в отношении которого отдельно исчисляется налоговая база и уплачивается налог на имущество организаций, необходимо понимать единый обособленный комплекс как совокупность объектов, установок, сооружений, оборудования и другого имущества, объединенных единым функциональным предназначением, конструктивно обособленный как единое целое. В указанный обособленный комплекс включается имущество, как указанное в технической документации (техническом паспорте) на объект недвижимого имущества, так и дополнительно установленное, смонтированное в ходе капитальных вложений, которое функционально связано со зданием (сооружением) так, что его перемещение без причинения несоразмерного ущерба его назначению невозможно.

В состав объекта недвижимого имущества необходимо включать учитываемые как отдельный инвентарный объект такие объекты основных средств, как лифты, встроенная система вентиляции помещений, локальные сети, другие коммуникации здания. Не включаются в состав объекта недвижимого имущества основные средства (учитываемые как отдельные инвентарные объекты), которые не требуют монтажа, могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба их назначению и функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса (компьютеры, столы, транспортные средства, средства видеонаблюдения и др.).

Аналогичные выводы содержатся в Письмах Минфина России от 26.06.2006 N 03-06-01-04/136 и от 21.06.2005 N 03-06-01-04/284.

Письмо Минфина России от 23.09.2008 N 03-03-06/1/539

Минфин рассказал, в какой момент начисляется такая амортизационная премия по объектам, подлежащим госрегистрации.

Согласно положениям п. 2 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию. При этом основное средство, права на которое подлежат государственной регистрации, включается в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Исходя из этого Минфин пришел к выводу, что, если учетной политикой организации предусмотрена возможность включения расходов на капитальные вложения в состав расходов отчетного периода, затраты организации, понесенные в случае реконструкции здания, в размере, не превышающем 10 процентов, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль с момента подачи документов на государственную регистрацию здания после реконструкции.

Письмо Минфина России от 17.09.2008 N 03-03-07/22

Минфин рассмотрел правомерность подтверждения затрат копиями чеков ККТ и указал, что для целей налогообложения прибыли под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. В то же время при осуществлении налично-денежных расчетов должна применяться контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), и покупателю при этом выдается кассовый чек.

Поскольку применение чеков при использовании ККТ предусмотрено законодательством РФ, кассовые чеки признаются для целей налогового учета первичными учетными документами, подтверждающими фактическое осуществление затрат по приобретению за наличный расчет товаров (работ, услуг).

Однако на практике возникают ситуации, когда в процессе хранения мастика выцветает и отраженная на кассовом чеке информация становится не видна.

В этом случае Минфин считает возможным подтверждение фактически осуществленных затрат ксерокопиями чеков ККТ, заверенными подписью должностного лица и печатью организации, с приложением оригинала чека.

Письмо Минфина России от 02.09.2008 N 07-05-06/191

Минфин в очередной раз подтвердил свою позицию, согласно которой НДС к вычету можно принять только в том налоговом периоде, когда у налогоплательщика есть налоговая база по НДС.

Логика рассуждений финансистов такова. Из положений п. п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ вытекает, что суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, уменьшают общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ.

Согласно ст. 166 НК РФ сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 154 - 159 и 162 НК РФ.

Исходя из этого, Минфин утверждает, что в случае, если налогоплательщик в налоговом периоде налоговую базу по НДС не исчисляет, принимать к вычету суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), оснований не имеется. Налогоплательщик сможет принять к вычету НДС не ранее того налогового периода, в котором у него возникнет налоговая база по НДС.

Ранее аналогичная позиция высказывалась в Письме Минфина России от 25.12.2007 N 03-07-11/642.

Позицию финансистов поддерживают и налоговики (см. Письма УФНС России по г. Москве от 09.11.2007 N 19-11/106815, от 21.02.2007 N 19-11/16566).

В то же время суды занимают прямо противоположную позицию. Так, Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 03.05.2006 N 14996/05 по делу N А06-2102у-4/04нр указал, что нормами гл. 21 НК РФ не установлена зависимость вычетов НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления НДС по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги). Реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов.

Аналогичное мнение содержится в Постановлениях ФАС Московского округа от 10.07.2008 N КА-А41/4483-08 и от 02.06.2008 N КА-А40/4577-08; Западно-Сибирского округа от 14.07.2008 N Ф04-4268/2008(7947-А70-14).

Письмо Минфина России от 12.08.2008 N 03-03-06/1/462

В Письме Минфин рассмотрел вопрос о правомерности учета организацией-арендатором при исчислении налога на прибыль расходов на ремонт нежилого помещения, арендуемого у индивидуального предпринимателя.

Финансисты указали, что согласно положениям ст. 260 НК РФ арендатор может отнести на расходы при исчислении налога на прибыль затраты на ремонт арендуемых амортизируемых основных средств в случае, если договором между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено (п. 2 ст. 260 НК РФ).

При этом амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Исходя из того, что амортизируемое имущество может быть только у организации, Минфин пришел к выводу, что расходы на ремонт нежилого помещения, арендуемого у индивидуального предпринимателя, не могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций, поскольку основные средства, принадлежащие индивидуальным предпринимателям, не относятся к амортизируемому имуществу.

Государственное регулирование

Приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (зарегистрирован в Минюсте России 08.10.2008 N 12414)

Минтранс утвердил Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Действие Приказа распространяется на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Новшеством является возможность оформления путевого листа на срок, превышающий один день. Напомним, что действующим порядком заполнения форм путевых листов, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, не допускается их оформление на срок более одного дня.

Теперь же одним из обязательных реквизитов путевого листа является срок его действия, который не может быть более одного месяца. Если в течение срока действия путевого листа транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то на это транспортное средство оформляется несколько путевых листов раздельно на каждого водителя.

С вступлением Приказа в силу утрачивает свое действие Приказ Минтранса от 30.06.2000 N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте".

Письмо Роструда от 28.07.2008 N 1730-6-0

Роструд разъяснил порядок расчета среднего заработка "отпускным" работникам с суммированным учетом рабочего времени.

Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

При этом для оплаты отпусков, в том числе работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени, при определении среднего заработка используется средний дневной заработок, который исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4).

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Если из расчетного периода исключалось время, когда работник не работал, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,4), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах.

При этом не имеет значения, что в расчетном периоде работнику был изменен режим рабочего времени.

Указание Банка России от 12.08.2008 N 2052-У (зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2008 N 12192) (вступило в силу 14.09.2008)

В Инструкцию Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" внесены изменения.

Порядок приведен в соответствие с действующим законодательством. В частности, из него исключены упоминания о специальных банковских счетах.

Теперь все документы, необходимые для оформления паспорта сделки, а также при внесении в него изменений и дополнений должны подаваться в банк одновременно.

Эти документы представляются не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.

Датой представления документов является дата регистрации банком указанных документов, зафиксированная в соответствии с порядком, установленным банком, либо дата распечатки указанных документов в случае их представления резидентом в банк в электронном виде.

Документы, полученные банком в электронном виде, должны быть распечатаны на бумажном носителе в день их получения.

Приказ Росстата от 07.07.2008 N 156 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за численностью и потребностью организаций в работниках по профессиональным группам"

Во исполнение Федерального плана статистических работ на 2008 - 2010 годы Росстат утвердил форму федерального статистического наблюдения N 1-Т (проф) "Сведения о численности и потребности предприятий в работниках по профессиональным группам".

Данная форма представляется в территориальный орган Росстата один раз в два года не позднее 28 ноября. Форму представляют юридические лица, осуществляющие все виды экономической деятельности, кроме государственного управления, обеспечения военной безопасности, а также деятельности общественных объединений. Субъекты малого предпринимательства данную форму в органы статистики не представляют.

Сведения о численности и потребности предприятий в работниках по профессиональным группам подаются по состоянию на 31 октября.

При наличии у юридического лица обособленных подразделений форма N 1-Т (проф) заполняется отдельно по юридическому лицу без обособленных подразделений и отдельно по каждому обособленному подразделению.

При заполнении формы работники списочного состава организации распределяются на девять укрупненных групп, которые в свою очередь распределяются на подгруппы.

В форме отдельно выделяется численность и потребность организаций в работниках, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров и услуг, связанных с созданием или использованием нанотехнологий.