1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Иногда планирование возвращается

Давний спор между проповедниками чистого рынка и сторонниками активного вмешательства государства в экономику, похоже, выигрывают последние. Размер государственных средств, направляемых на реализацию федеральных целевых программ (ФЦП), возрастет в следующем году на 16%. Сумма бюджетных ассигнований на Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) увеличится на19,4%. Более того, Михаил Фрадков заявил, что именно государственные инвестиции должны стать катализатором экономического роста, что, по сути, означает новый подход к экономической политике.

До недавнего времени в качестве основной движущей силы роста экономики руководство страны рассматривало частный бизнес. Участие государства в экономике предполагалось неуклонно сокращать. Именно такой подход неоднократно подчеркивался в выступлениях первых лиц страны.

Что же предлагает Минэкономразвития сейчас?

На заседании правительства, посвященном утверждению перечня федеральных программ, МЭРТ представил внушительный список ФЦП, направленных на решение самых приоритетных задач в экономике и социальной сфере. Перечень насчитывает 51 программу, 36 из которых уже утверждены ранее правительством, и 15 новых ФЦП.

Общий объем государственных средств на их реализацию составит в следующем году 342,5 млрд руб., что на 16% превышает объем ассигнований, выделенных на данные цели в этом году (295,7 млрд руб.).

Если в бюджете 2003 г. на затраты инвестиционного характера (ФЦП и непрограммную часть ФАИП) приходилось 7,8% всех расходов, то в будущем году их доля повышается до 11,2%.По мнению экспертов МЭРТ, это отражает инвестиционную и инновационную направленность проекта бюджета.

Все федеральные программы группируются в соответствии с национальными приоритетами, в которых сформулированы важнейшие социально-экономические цели страны.

Всерьез — за транспорт

В рамках приоритета «Развитие инфраструктуры» предусмотрено 8 ФЦП, объем финансирования по которым значительно увеличен. Так, общий размер бюджетных средств на программу «Модернизация транспортной системы» возрастет в 2006 г. по сравнению с текущим годом более чем на 45 млрд руб. В частности, на содержание и ремонт автомобильных дорог, аэропортов в следующем году запланировано около 43 млрд руб.

Программа предусматривает ввод в эксплуатацию паромных комплексов в порту Усть-Луга и в г. Балтийске, а также ледокола «50 лет Победы». Будут продолжены строительство двух дизель-электрических ледоколов для акватории Финского залива, создание морского паромно-пассажирского терминала на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, развитие объектов морских торговых портов в г. Оля Астраханской области и Махачкале.

Инновации дождались поддержки

В составе приоритета «Новая экономика» планируется реализация 9 ФЦП. Программа «Глобальная навигационная система» предусматривает запуск космических аппаратов «Глонасс-М», финансирование первого этапа производства по ряду космических аппаратов, разгонных блоков, ракет-носителей. Увеличение бюджетных ассигнований на 2006 г. здесь составит 2,18 млрд руб. Государство профинансирует также строительство космодромов и создание российских «шаттлов» нового поколения.

В рамках программы «Развитие гражданской авиационной техники» будет проведена подготовка производства комплектующих по кооперационным проектам, предусматривается создание нового регионального самолета «Сухой — Боинг», развитие экспериментальной базы научных центров. На реализацию этих мероприятий предполагается рост государственных ассигнований на 4,35 млрд руб.

В следующем году продолжится научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники». Здесь финансирование планируется на уровне 8 млрд руб. по сравнению с 7,4 млрд в 2005 г.

Контуры региональной политики

Приоритет «Региональный паритет» предполагает реализацию 10 федеральных целевых программ. ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» предусматривает строительство объектов социальной сферы и инфраструктуры с финансированием в размере 2,7 млрд руб.

В прошлом году уровень ресурсного обеспечения составил лишь 0,94 млрд руб. Кроме того, в 2006 г. на данные цели в рамках ФАИП будет выделено дополнительно 6 млрд руб.

Будет продолжена и программа «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики». Ее финансирование планируется на уровне 6млрд руб. В 2006 г. будут проведены восстановительные работы на более чем 500 объектах социальной и производственной сферы, предприятиях инфраструктуры.

Программа «Юг России» предполагает создание условий для обустройства беженцев и вынужденных переселенцев, развитие промышленности и агропромышленного комплекса, реконструкцию систем водо- и теплоснабжения, строительство газопроводовотводов, берегоукрепительных и очистных сооружений. В следующем году бюджетные ассигнования на эти цели планируются в размере2,1 млрд руб.

Неподготовленными оказались программа социально-экономического развития Курильских островов и «Энергоэффективная экономика». Впрочем, ведомства-заказчики еще имеют возможность их доработать и получить финансирование на следующий год.

Как наши деньги отзовутся

Как же повлияют федеральные программы на ускорение экономического роста? МЭРТ оценивает общий вклад в 2006 году бюджетных расходов инвестиционного характера в 0,47 процентного пункта ВВП. В следующем году этот показатель вырастет до 0,6 процента. С учетом же увеличения частных средств, привлекаемых в совместные частно государственные проекты, потенциальный вклад этих инвестиций в рост ВВП достигнет 0,8 процентного пункта.

Эксперты Минэкономразвития считают, что без бюджетных инвестиций рост ВВП в 2006 г. даже при высоких ценах на нефть не превысит 5,4% в год.

А вот это очень интересный вывод. Фактически руководство МЭРТ признало, что без активного вмешательства государства в экономику ее серьезный рост невозможен. Аналогичную мысль высказал и премьер министр: катализатором экономического роста должны стать государственные инвестиции.

Для утешения сторонников чистого рынка можно привести пример Соединенных Штатов. На прошлой неделе президент Джордж Буш утвердил энергетическую стратегию США. Это солидный документ объемом свыше 1700 страниц, в котором расписаны мероприятия, проводимые государством для разработки и внедрения энергосберегающих технологий. Так надо ли нашему государству устраняться от решения подобных проблем?

Не оплошайте!

Расширение государственного участия в развитии экономики не означает, безусловно, национализацию производства и другие «прелести», хорошо известные из нашей истории. Более того, частный бизнес имеет реальную возможность заработать, выполняя государственные подряды.

Правительственным ведомствам, которые сегодня практически реализуют новые подходы к экономической политике, очень важно не перегнуть палку, как это неоднократно бывало в нашей стране. Здесь нужно найти золотую середину. Государство не должно мешать частному бизнесу, его новая активная позиция, наоборот, может и обязана способствовать развитию предпринимательства. Для этого необходимо не плодить новые неповоротливые государственные структуры, а давать возможность частным компаниям реализовывать проекты, приоритетность которых определили законодатели и чиновники.

Председатель правительства поставил перед главными экономическими ведомствами четкую задачу — проводить ежеквартальный мониторинг выполнения федеральных программ и расходования бюджетных средств. «Не оплошайте!»— сказал Михаил Фрадков своим подчиненным. Впервые после долгого перерыва государство расширяет свое участие в экономике. Приведет ли оно к ее ренессансу или обернется упадком, покажет следующий год.