1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1166

Спутниковая тарелка в офисе

Спутниковое телевидение уже прочно вошло в нашу жизнь. Причем оно активно используется не только в личных целях, но и в предпринимательской деятельности. Попробуем разобраться, возможно ли учесть затраты на приобретение и обслуживание комплекта спутникового телевидения в целях налогообложения прибыли.

Для целей налогообложения прибыли необходимым условием признания затрат в расходах является их направленность на получение дохода (ст. 252 НК РФ). Причем такие затраты не обязательно должны приводить к получению дохода. Достаточна лишь их направленность на его получение.

С этой точки зрения мы и будем рассматривать возможность учета затрат на спутниковое телевидение в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Сразу скажем, что, как показывает практика, налоговые органы исключают подобные затраты из состава расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. С точки зрения налоговиков, такие расходы экономически необо­снованны и не связаны с производственной деятельностью.

Телевидение как средство привлечения клиентов

Когда телевизор с комплектом спутникового телевидения устанавливается для целей привлечения клиентов, связь телевизионных затрат с получением дохода, как правило, четко просматривается.

В ряде случаев спутниковое телевидение может выступать одной из главных составляющих оказываемой клиентам услуги. Например такая ситуация имеет место в работе футбольного бара. Посетители специально приходят в этот бар, чтобы посмотреть на большом экране трансляцию футбольных матчей в кругу болельщиков и обсудить с ними результаты игры. Без подобных трансляций такой бар растеряет всех своих клиентов. Поэтому связь телевизионных затрат с получением прибыли в данном случае очевидна.

Телевизор, установленный в кафе и транслирующий программы развлекательного характера, также служит целям привлечения клиентов. Он является средством их развлечения и создания определенной атмосферы в зале.

Цель привлечения клиентов преследуется и при размещении телевизора в парикмахерской или в медицинском центре. В этих случаях трансляция телевизионных программ не является составной частью оказываемой посетителям услуги. Но тем не менее она (трансляция) создает клиентам, ожидающим своей очереди, комфортные условия. Если бы телевизора в холле не было и посетители изнывали от безделья в ожидании своей очереди, многие из них могли бы в следующий раз не прийти, даже если сама услуга была им оказана качественно. Таким образом, и в подобных ситуациях связь между трансляцией телевизионных программ и получением дохода косвенно, но прослеживается.

На наш взгляд, в вышеперечисленных ситуациях затраты на спутниковое телевидение можно учесть в составе расходов на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Телевидение как источник информации

Телевидение может служить и источником получения информации. Правда, Минфин России в письме от 04.09.2006 № 03-03-04/2/199 весьма скептически высказался о возможности получать информацию экономического характера из телевизионных программ. В частности, в письме сказано, что оперативную информацию экономического характера обеспечивают специализированная периодическая печать, бюллетени Банка России, биржевые сводки, Интернет и т.п. Получить такую информацию, просматривая в течение рабочего дня российские телевизионные каналы, крайне затруднительно.

Возможно, из эфирных телевизионных программ, транслировавшихся в 2006 г., действительно было сложно получить эту информацию. Сейчас существует определенное количество специализированных каналов, предоставляющих экономическую информацию оперативно. В телевизионной сетке есть и узкоспециализированные спутниковые каналы, посвященные, например, недвижимости. Такие каналы могут быть полезным источником информации для риелторской организации, интересующейся тенденциями на рынке недвижимости и предложениями конкурентов. Туристическая компания, просматривая иностранные телеканалы, посвященные туризму, получает сведения об отелях, а из аналогичных российских каналов узнает о предложениях конкурентов.

В настоящее время спутниковое телевидение вполне может быть дополнительным источником информации, необходимой для принятия бизнес-решений. По нашему мнению, контролирующие органы не вправе определять, каким способом организация будет получать информацию. Главное, чтобы эти сведения были связаны с деятельностью организации и направлены на получение дохода. Ведь для целей налогообложения прибыли расходами признаются любые затраты, направленные на получение дохода (ст. 252 НК РФ). Причем такие расходы не обязательно должны приводить к получению дохода, достаточно их направленности на его получение. Кроме того, затраты должны быть подтверждены документально.

А что говорят суды?

Судебная практика по вопросу учета затрат на спутниковое телевидение в составе расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, пока немногочисленна, но складывается в пользу организаций.

Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 21.02.2008 № 09АП-1137/2008-АК указал, что налоговое законодательство не ограничивает способы получения информации. Поэтому сведения, полученные налогоплательщиком из телевизионных спутниковых программ, удовлетворяют условиям подп. 14 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса.

ФАС Московского округа в постановлении от 01.11.2008 № КА-А40/10063-08 принял объяснение организации, что получаемая по каналам новостей, бизнес- и аналитическим каналам информация используется в предпринимательской деятельности. Ведь для эффективного управления компании необходимо располагать полной и достоверной информацией, охватывающей события во всех областях жизнедеятельности в России и мире. Суд счел это достаточным основанием для признания затрат на спутниковое телевидение в составе прочих расходов на основании подп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В постановлении от 01.07.2008 № КА-А40/5717-08-1,2 ФАС Московского округа отметил, что у инспекции и судов отсутствовали правовые основания для признания произведенных обществом расходов на информационные и маркетинговые услуги экономически необоснованными. Он отверг доводы о том, что заявитель приобрел пакет программ (продукт продажи), а не отдельные программы (нет доказательств реализации компанией «НТВ+» отдельных программ информационного и маркетингового содержания), телевизоры располагались не в отделе маркетинговых исследований.

Отметим, что по обоим вышеперечисленным делам было отказано в передаче их в Президиум ВАС РФ (определения ВАС РФ от 27.02.2009 № 17267/08 и от 31.10.2008 № 13864/08).

Суды также считают возможным учитывать затраты на спутниковое телевидение в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы на обеспечение нормальных условий труда. В частности, ФАС Московского округа в постановлении от 27.06.2011 № КА-А40/5826-11 указал следующее. Поскольку телевизор, через который воспроизводилось спутниковое вещание, находился в приемной генерального директора, независимо от наименования комплектов вещания («Базовый», «Суперспорт», «VIP Кино») данные затраты являются расходами на информационные услуги и обеспечение нормальных условий труда (предоставление работникам информации во время ожидания в приемной генерального директора).

Таким образом, у организаций есть шансы отстоять свою позицию в суде и учесть затраты на спутниковое телевидение в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.