1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 3175

Защита прав организаций при проверках: все дело в плане

Три года прошло с момента появления Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ). Принятие документа бизнес встретил с радостью, поскольку закон обязывал органы контроля публиковать в Интернете в свободном доступе план проверок на текущий год. Правила подготовки указанных планов утвердило Правительство РФ постановлением от 30.06.2010 № 489 (далее — Правила). Недавно в него были внесены изменения (постановление от 30.12.2011 № 1248). Рассмотрим наиболее существенные.

Как решили проблему с проверкой подразделений

В Правилах уточнено, что при разработке ежегодных планов проверок органы исполнительной власти определяют и включают в проект не только организации, но и их представительства, филиалы и обособленные структурные подразделения. На первый взгляд может показаться, что уточнение формально. Понятно, что проверяющие имеют право проводить ревизии и в подразделениях, и в основном обществе. Однако появившееся уточнение, на наш взгляд, способно решить проблему, связанную с периодичностью проверок в организациях, имеющих филиальную сеть.

Дело в том, что включить компанию в план проверок можно, только если прошло три года с момента1:

  • государственной регистрации;
  • окончания проведения последней плановой проверки;
  • начала осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением.

Исходя из этого на практике возникают споры о том, имеют ли право проверяющие органы назначать ревизии подразделений раньше, чем по истечении трех лет с даты проверки основной компании или даты проверки другого филиала.

Проиллюстрируем это постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2011 № А39-4096/2010. Сбербанк в лице одного из своих филиалов оспорил распоряжение Управления Рос­потребнадзора по субъекту о проведении плановой проверки. Причиной для обращения в суд послужил вывод банка, что территориальные органы Рос­потребнадзора уже проводили проверки филиалов не далее как год назад в других регионах. А значит, у управления отсутствовали правовые основания для издания спорного распоряжения (приказа), поскольку плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года.

Роспотребнадзор аргументировал проверку положениями п. 4 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, в котором сказано, что срок проведения проверок в отношении юридического лица, осуществляющего деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому подразделению.

Сбербанк в обоснование своих требований ссылался на письмо Генпрокуратуры РФ от 10.08.2010 № 73/3-240-2010. В нем прокуратура признала, что п. 4 ст. 13 Закона № 294-ФЗ имеет неоднозначную трактовку. В результате некоторые контролирующие органы практикуют назначение плановых проверок в отношении филиалов (представительств) юридического лица без учета того, что оно в лице других своих филиалов (представительств) уже было проверено в течение трех последних лет либо должно быть проверено в текущем году. Прокуратура сочла такое положение недопустимым и сообщила, что Минэкономразвития России прорабатывает вопрос о корректировке данной нормы в целях устранения неоднозначности. Поправками, внесенными в данную норму Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ (далее — Закон № 242-ФЗ), установлено, что совокупный срок проверки компании с филиалами не может превышать 60 рабочих дней. Изменение вступило в силу 1 августа 2011 г., но рассматриваемую проблему, по нашему мнению, не решило.

Вернемся к судебному делу. Арбитры отклонили ссылку на письмо Генпрокуратуры РФ и отказали Сбербанку в удовлетворении требования. Они установили, что распоряжение подготовлено по установленной форме, отвечает предъявляемым к нему требованиям. Тем самым назначение проверки филиала положения Закона № 294-ФЗ не нарушает.

Аналогичные выводы сделал и ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 09.03.2010 № Ф03-951/2010 (Определением ВАС РФ от 08.07.2010 № ВАС-8526/10 в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано): государственный орган вправе назначить проверки в отношении каждого обособленного структурного подразделения, обладающего признаками филиала юридического лица.

Таким образом, смысл рассматриваемой поправки в Правила в том, что проверка одного филиала не препятствует ревизии другого до истечения трех лет, то есть формальная причина споров устранена.

Возможна ли коррекция?

Другое изменение в Правилах связано с принятием Закона № 242-ФЗ. Его отдельные положения действуют с 2012 г.

Для организаций, эксплуатирующих объекты повышенной опасности (гидротехнические сооружения, опасные производственные объекты и т.п.), ст. 13.1 Закона № 294-ФЗ предусмотрен режим постоянного гос­контроля (надзора). Он заключается в том, что на указанных объектах допускается постоянное пребывание уполномоченных должностных лиц. В связи с этим необходимые уточнения появились и в п. 7 Правил. Он регулирует порядок и основания внесения изменений в ежегодный план проверок. Согласно поправкам изменения допускается вносить также при осуществлении режима постоянного госконтроля.

Само по себе наличие в Правилах положения, позволяющего изменять при определенных условиях утвержденный план проверок, вызывает вопрос. Дело в том, что Закон № 294-ФЗ не содержит норм, допускающих корректировку плана проверок, но и не запрещает ее.

Тем не менее в ч. 6.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ сказано, что Правительство РФ утверждает порядок подготовки ежегодного плана, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовую форму документа. На наш взгляд, отсутствие в норме слов «порядок изменения плана» допускает возможность неоднозначной трактовки. В свое время до выхода постановления Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 порядок подготовки и направления в прокуратуру плана регулировало постановление от 28.10.2009 № 847. В нем о возможности изменения плана проверок не было сказано ни слова, на что обратило внимание Минэкономразвития России в письме от 28.05.2010 № Д05-1639. Правда, в нем же говорилось, что вскоре будут утверждены другие Правила (действующие в данный момент), в которых этот вопрос будет разрешен. В общем, «ложки нашлись, а осадок остался».

Организации на заметку

1. Сводный ежегодный план проверок размещен на сайте Генпрокуратуры РФ (http://plan.genproc.gov.ru/plan2012).

Ежегодные планы размещены также на сайтах соответствующих ведомств и их региональных управлений.

2. Цель проверки, указанная в плане, размещенном на сайте, и цель проверки, указанная в распоряжении (приказе) о ее назначении, должны совпадать.

3. Если организации нет в плане проверок, значит, ревизия внеплановая. Ее проведение допускается только по трем основаниям:

  • ранее было выдано предписание об устранении выявленного нарушения и срок исполнения предписания истек;
  • в контролирующий орган поступило обращение о возникновении угрозы причинения вреда либо о причинении вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде и т.п. или о нарушении прав потребителей;
  • издание руководителем органа государственного контроля (надзора) приказа (распоряжения) в соответствии с поручениями президента или правительства.

4. О внеплановой проверке организацию должны уведомить за 24 часа до ее начала любым доступным способом (телефон, телеграмма и др.). Уведомление не требуется только в одном случае: проверка назначена по сообщению о причинении вреда.

5. На любую внеплановую проверку проверяющим отводится 20 рабочих дней. Продление указанного срока не допускается.

ст. 19.4.1 КоАП РФ

«Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора)»

1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 2000 до 4000 руб.; на юридические лица — от 5000 до 10 000 руб.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб.; на юридические лица — от 20 000 до 50 000 руб.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до года; на юридические лица — от 50 000 до 100 000 руб.

1 Часть 8 ст. 9 Закона № 294-ФЗ.