Рост цен в промышленности поставил рекорд. Постарались нефтяники

| статьи | печать

За август, по данным Росстата, цены производителей промышленных товаров показали рекордный с 1998 г. прирост к предыдущему периоду. Анализ ценовой динамики по видам деятельности выявляет выдающийся для этого месяца рост цен в добыче сырой нефти. Все лавры ей.

По предварительным данным Росстата, цены промышленных производителей выросли в августе относительно июля на 4,6%, а к декабрю прошлого года — на 11,5%. Второй показатель на исключительность не претендует: за десятилетие (с 2002 г.) меньший прирост с начала года был в прошлом году (9,6%) и в 2003-м (9,3%). В остальные годы он был выше, иногда значительно, как, например, в 2008 г. (23,8%).

Собственно августовское увеличение промышленных цен к предыдущему периоду оказалось рекордным с 1998 г. Почти таким же оно было лишь в августе 1999 г. — 4,5%, средний же ценовой прирост в этом месяце в остальные годы, за исключением 1998-го, когда промцены снизились относительно июля на 2,2%, составил 1,7%. И с начала этого года августовский прирост цен в промышленности стал наибольшим. До этого рекорд принадлежал февралю — 3,4% прироста.

Ответ на вопрос, кто подстегнул рост промышленных цен в прошлом месяце, лежит на поверхности: по видам деятельности они увеличились на 14,6% в добыче полезных ископаемых, на 1,7% — в обрабатывающих производствах и на 0,4% — в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды.

Но добыча разнородна, и если цены производителей в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых выросли за август на 16,5%, то в остальной добыче только на 1%. Росстат отмечает, что августовский рост цен в добыче углеводородного сырья был вызван их увеличением на сырую нефть на 20,7%. Для сравнения: цены у производителей на природный газ и газовый конденсат выросли за август на 2,1%, что рекордным для этого месяца не стало, хотя и малым в десятилетней ретроспективе не назовешь.

Августовская цифра прироста цен на сырую нефть примечательна не только тем, что с начала года это наибольший месячный показатель, да еще в три раза превышающий максимальное до этого увеличение нефтяных цен в апреле. Бывали с 2002 г. случаи и большего роста к предыдущему месяцу: в мае 2007 г. — на 21,6%, в феврале — апреле 2009-го — соответственно на 30,8, 37,1 и 21%.

Что было причиной ценового взлета в мае четырехлетней давности, не припоминается. Скорее всего нефтяники дружно отыгрывали сезонный рост спроса на горючее в посевную кампанию и, возможно, всплеск мировых цен на нефть. Последний аргумент ими особенно любим. Кстати, именно начало 2009 г. вспоминается веселым подъемом нефтяных цен в мире и таким же их восстановлением внутри страны после обвала в острой фазе кризиса 2008 г., когда с октября по декабрь цена нефти на нашем рынке упала относительно декабря 2007 г. на 42,2%.

Так вот, августовский рост цен на нефть еще примечателен тем, что для этого месяца за рассматриваемое десятилетие он стал рекордным, причем с солидным отрывом от предыдущего — на 13% в августе 2010 г. Тогда прирост тоже был наибольшим с начала года и за девять лет, и это наводит на мысль, что август становится тревожным месяцем не только для страны в целом, но и для цен на нефть в частности.

Впрочем, столь значительное увеличение цен в прошлом месяце произошло после снижения на 10,2% в июне и на 4,8% — в июле. То есть значение сыграла и низкая сравнительная база. Правда, отыграли падение цен в предыдущие два месяца нефтяники с лихвой. Если в мае относительно декабря 2010 г. их прирост составил 24,8, а в июне и июле он опустился до 14,6 и 10,5% соответственно, то в августе цены на нефть поднялись с начала года на 28,7%.

Отметим, что в июле, по последним данным Росстата на основе таможенной статистики, экспорт сырой нефти в долларовом выражении провалился к предыдущему месяцу на 39,8%, а добыча выросла на 3,5%, что вполне объясняет снижение внутренних июльских нефтецен. В августе добыча увеличилась на 0,5%, для данных по экспорту нефти за этот месяц время раннее, а о заметном росте мировых цен на нефть в прошлом месяце вестей вроде бы не поступало. Так или иначе, поинтересоваться, чем вызван выдающийся прирост цен на нефть в августе — рыночными коллизиями или голым энтузиазмом нефтяников — деликатное дело Федеральной антимонопольной службы.

Мы же напоследок уделим внимание еще одной цифре. На фоне августовского роста цен в добыче в обработке он выглядит крайне скромно. Заметим, кстати, что помимо 1,7% в последней росстатовской сводке в его динамических таблицах ценовой прирост в этом виде промдеятельности составляет 1,9%. В любом случае с 2002 г. выше цены в обработке выросли за август только в 2006 г. — на 2%. Выходит, она тоже постаралась.

на 20,7% выросли в августе цены в добыче нефти.