1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 4141

Право собственности на части земельного участка без надлежащего кадастрового учета не оформить

Часть земельного участка не является самостоятельным объектом недвижимости, объектом вещных прав. Поэтому государственная регистрация права собственности на него противоречит действующему законодательству (постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 № 14950/10).

Статьей 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре недвижимости) установлено, что объектам недвижимости органами кадастрового учета присваиваются кадастровые номера. При этом присвоение учетных кадастровых номеров частям земельных участков не свидетельствует об их индивидуализации в качестве самостоятельных объектов недвижимости. Для регистрации права собственности на часть земельного участка надо провести процедуру ее кадастрового учета в порядке, предусмотренном ст. 24 Закона о кадастре недвижимости. Другими словами, статус части земельного участка необходимо перевести в статус земельного участка. Такой позиции, в частности, придерживается Арбитражный суд г. Москвы (решение по делу № А40-127386/09-122-889). Правда, не все с ним согласны.

Девятый арбитражный апелляционный суд и ФАС Московского округа (постановления от 08.04.2010, от 22.07.2010 по делу Арбитражного суда г. Москвы № А40-127386/09-122-889) пришли к выводу, что присвоение учетных кадастровых номеров отдельным частям земельного участка, занятым объектами недвижимости, позволяет зарегистрировать право собственности на них.

В результате дело дошло до надзорной судебной инстанции — Президиума ВАС РФ.

Фабула

Росимущество решило сдать несколько частей делимого земельного участка в аренду ОАО. Вместе с ОАО оно обратилось в Регистрационную службу с заявлениями зарегистрировать право собственности Российской Федерации на части земельного участка.

На спорных территориях находятся принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимости. Причем данные земли являются федеральной собственностью в силу закона (ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта») и соответственно переданы в пользование ОАО «Российские железные дороги». Регистрация права собственности на земельный участок, в состав которого входят спорные части участка, в установленном порядке не проводилась.

Регистрационная служба отказала в регистрации права собственности РФ на спорные части земельного участка на основании абз. 4 и 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации). Отказ она мотивировала отсутствием документов, необходимых для регистрации, а также невозможностью зарегистрировать право на часть земельного участка.

Росимущество и ОАО, не согласившись с этим, обратились в суд.

Исковые требования

Заявители требовали признать незаконными решения Регистрационной службы об отказе в регистрации права собственности РФ на части земельного участка и обязать ее зарегистрировать право.

Судебное разбирательство

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на невозможность зарегистрировать право на части земельного участка, поскольку они не являются самостоятельными объектами гражданских прав.

Руководствуясь ст. 13 и 17 Закона о государственной регистрации и ст. 14 Закона о кадастре недвижимости, суд указал, что служба не имела права провести регистрацию. Отсутствовал кадастровый паспорт (обязательное приложение к заявлению на момент обращения в службу). Был представлен кадастровый план земельного участка, не соответствовавший требованиям законодательства (отсутствовали графические и текстовые сведения о частях земельного участка, их площади, на схеме одна из границ земельного участка пересекала границы смежных участков). Регистрационная служба правомерно отказала заявителям на основании ст. 20 Закона о государственной регистрации.

Суд апелляционной инстанции, не согласившись с такими выводами, отменил решение. Он признал, что присвоение отдельным сформированным частям земельных участков, занятым объектами недвижимого имущества, учетных кадастровых номеров на основании п. 7 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 № 660, позволяет установить сведения о данных частях земельного участка. Суд пришел к выводу, что такой учет не исключает возможности зарегистрировать права собственности.

Кассация поддержала выводы апелляции.

Позиция Президиума ВАС РФ

Президиум ВАС РФ оставил в силе решение суда первой инстанции и отменил постановления апелляции и кассации. При этом он отметил, что последние неправильно приняли решения, обязывающие Регистрационную службу совершить действия, не предусмотренные законом.

В данном деле процедура выделения спорных земельных участков из состава единого участка (определение их границ, обращение за постановкой на учет, постановка на учет спорных земельных участков) в соответствии с действующим земельным законодательством не соблюдена (ст. 11.2 Земельного кодекса).

Согласно ст. 15, 17 и 18 Земельного кодекса объектом земельных правоотношений, на основании которых возникает право собственности, могут быть земельные участки, причем части земельных участков не названы в качестве таковых.

Статьей 5 Закона о кадастре недвижимости определено, что объектам недвижимости органами кадастрового учета присваиваются кадастровые номера.

Между тем присвоение учетных кадастровых номеров частям земельных участков не свидетельствует о их выделении в качестве самостоятельных объектов недвижимости, поскольку речь идет только о порядковом номере записи по сведениям о частях земельного участка.

Следовало учитывать также, что часть земельного участка не может быть объектом кадастрового учета. Кадастровый паспорт объекта выдается лишь в случае его постановки на кадастровый учет в закрепленном законом порядке (ст. 24 Закона о кадастре недвижимости).

Таким образом, Регистрационная служба, отказывая в регистрации права собственности РФ на части земельного участка, действовала в соответствии с законами.

В постановлении Президиума ВАС РФ дополнительно указано на способ защиты своих прав ОАО. Это право потребовать от соответствующих органов управления государственным имуществом провести кадастровый учет спорных участков в судебном порядке с целью предоставления их обществу согласно ст. 36 Земельного кодекса.