Право собственности на части земельного участка без надлежащего кадастрового учета не оформить

| статьи | печать

Часть земельного участка не является самостоятельным объектом недвижимости, объектом вещных прав. Поэтому государственная регистрация права собственности на него противоречит действующему законодательству (постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 № 14950/10).

Статьей 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре недвижимости) установлено, что объектам недвижимости органами кадастрового учета присваиваются кадастровые номера. При этом присвоение учетных кадастровых номеров частям земельных участков не свидетельствует об их индивидуализации в качестве самостоятельных объектов недвижимости. Для регистрации права собственности на часть земельного участка надо провести процедуру ее кадастрового учета в порядке, предусмотренном ст. 24 Закона о кадастре недвижимости. Другими словами, статус части земельного участка необходимо перевести в статус земельного участка. Такой позиции, в частности, придерживается Арбитражный суд г. Москвы (решение по делу № А40-127386/09-122-889). Правда, не все с ним согласны.

Девятый арбитражный апелляционный суд и ФАС Московского округа (постановления от 08.04.2010, от 22.07.2010 по делу Арбитражного суда г. Москвы № А40-127386/09-122-889) пришли к выводу, что присвоение учетных кадастровых номеров отдельным частям земельного участка, занятым объектами недвижимости, позволяет зарегистрировать право собственности на них.

В результате дело дошло до надзорной судебной инстанции — Президиума ВАС РФ.

Фабула

Росимущество решило сдать несколько частей делимого земельного участка в аренду ОАО. Вместе с ОАО оно обратилось в Регистрационную службу с заявлениями зарегистрировать право собственности Российской Федерации на части земельного участка.

На спорных территориях находятся принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимости. Причем данные земли являются федеральной собственностью в силу закона (ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта») и соответственно переданы в пользование ОАО «Российские железные дороги». Регистрация права собственности на земельный участок, в состав которого входят спорные части участка, в установленном порядке не проводилась.

Регистрационная служба отказала в регистрации права собственности РФ на спорные части земельного участка на основании абз. 4 и 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации). Отказ она мотивировала отсутствием документов, необходимых для регистрации, а также невозможностью зарегистрировать право на часть земельного участка.

Росимущество и ОАО, не согласившись с этим, обратились в суд.

Исковые требования

Заявители требовали признать незаконными решения Регистрационной службы об отказе в регистрации права собственности РФ на части земельного участка и обязать ее зарегистрировать право.

Судебное разбирательство

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на невозможность зарегистрировать право на части земельного участка, поскольку они не являются самостоятельными объектами гражданских прав.

Руководствуясь ст. 13 и 17 Закона о государственной регистрации и ст. 14 Закона о кадастре недвижимости, суд указал, что служба не имела права провести регистрацию. Отсутствовал кадастровый паспорт (обязательное приложение к заявлению на момент обращения в службу). Был представлен кадастровый план земельного участка, не соответствовавший требованиям законодательства (отсутствовали графические и текстовые сведения о частях земельного участка, их площади, на схеме одна из границ земельного участка пересекала границы смежных участков). Регистрационная служба правомерно отказала заявителям на основании ст. 20 Закона о государственной регистрации.

Суд апелляционной инстанции, не согласившись с такими выводами, отменил решение. Он признал, что присвоение отдельным сформированным частям земельных участков, занятым объектами недвижимого имущества, учетных кадастровых номеров на основании п. 7 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 № 660, позволяет установить сведения о данных частях земельного участка. Суд пришел к выводу, что такой учет не исключает возможности зарегистрировать права собственности.

Кассация поддержала выводы апелляции.

Позиция Президиума ВАС РФ

Президиум ВАС РФ оставил в силе решение суда первой инстанции и отменил постановления апелляции и кассации. При этом он отметил, что последние неправильно приняли решения, обязывающие Регистрационную службу совершить действия, не предусмотренные законом.

В данном деле процедура выделения спорных земельных участков из состава единого участка (определение их границ, обращение за постановкой на учет, постановка на учет спорных земельных участков) в соответствии с действующим земельным законодательством не соблюдена (ст. 11.2 Земельного кодекса).

Согласно ст. 15, 17 и 18 Земельного кодекса объектом земельных правоотношений, на основании которых возникает право собственности, могут быть земельные участки, причем части земельных участков не названы в качестве таковых.

Статьей 5 Закона о кадастре недвижимости определено, что объектам недвижимости органами кадастрового учета присваиваются кадастровые номера.

Между тем присвоение учетных кадастровых номеров частям земельных участков не свидетельствует о их выделении в качестве самостоятельных объектов недвижимости, поскольку речь идет только о порядковом номере записи по сведениям о частях земельного участка.

Следовало учитывать также, что часть земельного участка не может быть объектом кадастрового учета. Кадастровый паспорт объекта выдается лишь в случае его постановки на кадастровый учет в закрепленном законом порядке (ст. 24 Закона о кадастре недвижимости).

Таким образом, Регистрационная служба, отказывая в регистрации права собственности РФ на части земельного участка, действовала в соответствии с законами.

В постановлении Президиума ВАС РФ дополнительно указано на способ защиты своих прав ОАО. Это право потребовать от соответствующих органов управления государственным имуществом провести кадастровый учет спорных участков в судебном порядке с целью предоставления их обществу согласно ст. 36 Земельного кодекса.