Арбитраж (УСН) («Малая бухгалтерия», № 04, 2009 г.)

| статьи | печать

[+] Доходы "упрощенца" уменьшаются на затраты по покупке ГСМ и автозапчастей для служебного автомобиля, а также на суммы НДС, уплаченные поставщику при приобретении товара для его последующей реализации

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.03.2009 N Ф04-1471/2009(2200-А03-19))

Индивидуальный предприниматель занимался заготовкой древесины. Для вывоза древесины с вырубки он использовал автомобиль КамАЗ.

В ходе выездной проверки налоговая инспекция посчитала неправомерным отнесение на расходы затрат по приобретению ГСМ и запасных частей для автомобиля КамАЗ, а также сумм НДС, уплаченных поставщику при покупке фанеры. Данное нарушение привело к занижению налоговой базы по УСН, что послужило доначислению единого налога, пени и штрафных санкций.

Предприниматель обратился в арбитражный суд, который поддержал заявителя по следующим основаниям.

Статья 346.16 НК РФ разрешает налогоплательщикам уменьшить полученные доходы на расходы по содержанию служебного транспорта и на расходы на компенсацию за пользование в служебных целях личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ (пп. 12 п. 1). Данные расходы должны производиться только для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и быть обоснованными и документально подтвержденными. К обоснованным относятся экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а к документально подтвержденным - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Суд указал: автомобиль КамАЗ использовался в рамках деятельности, осуществляемой для получения дохода, что подтверждено лесорубочными билетами, путевыми лисами, счетами-фактурами, накладными, кассовыми и товарными чеками. Поэтому включение в состав расходов спорных затрат по ГСМ и запасным частям является обоснованным.

Предприниматели, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС, за исключением налога, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (п. 3 ст. 346.11 НК РФ в редакции, действовавшей в проверяемом периоде). Они уменьшают налоговую базу по УСН на сумму НДС, уплаченную при покупке товара, приобретенного для дальнейшей реализации. В этом случае НДС включается в расходы после его фактической оплаты.

Поскольку при покупке фанеры спорная сумма НДС была перечислена поставщику, предприниматель правомерно включил ее в состав расходов по УСН.

Таким образом, расходы по покупке ГСМ, запасных частей для автотранспорта, используемого в предпринимательской деятельности, а также НДС, уплаченный при приобретении товара, предназначенного для последующей реализации, включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по УСН.

[+] Имущественная выгода от права безвозмездного пользования имуществом РОСТО не включается в налоговую базу "упрощенца", входящего в структуру РОСТО

(Постановление ФАС Уральского округа от 10.03.2009 N Ф09-1051/09-С3)

Негосударственное образовательное учреждение, входящее в структуру Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО), применяло УСН (далее - учреждение). Это учреждение безвозмездно пользовалось помещением, которое ему предоставила организация, также входящая в структуру РОСТО.

В ходе выездной проверки налоговая инспекция выявила занижение налоговой базы в связи с невключением в нее внереализационных доходов в виде имущественной выгоды, полученной учреждением от безвозмездного пользования этим помещением. Проверка закончилась доначислением единого налога, которое учреждение обжаловало в арбитражный суд.

Суд согласился с доводами заявителя. Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ, за исключением доходов, указанных в ст. 251 НК РФ.

К этим исключениям относятся доходы в виде имущества, безвозмездно полученные негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности, и доходы в виде основных средств, полученных организациями, входящими в структуру РОСТО, и используемых на подготовку граждан по военно-учетным специальностям и на развитие авиационных (технических, военно-прикладных) видов спорта (пп. 22 и 23 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Некоммерческие организации пользуются имуществом, предоставленным им собственником, на праве оперативного управления в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и заданиями собственника (п. 1 ст. 120, ст. 296 ГК РФ).

Структурные подразделения собственника тоже обладают только правом оперативного управления имуществом, переданным им собственником, и не имеют права собственности даже на долю этого имущества (ст. 32 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных организациях").

Суд установил, что учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности и является некоммерческой организацией, входящей в структуру РОСТО. Спорное имущество принадлежит РОСТО на праве собственности. Согласно Уставу РОСТО все ее имущество является единым и неделимым и используется в соответствии с действующим законодательством. Порядок пользования и распоряжения имуществом определяет Центральный совет РОСТО, который в постановлении от 04.06.2002 распорядился закрепить объекты недвижимости РОСТО на праве оперативного управления за организациями РОСТО, в том числе и за учреждением, с заключением с ними соответствующих договоров.

Следовательно, учреждение правомерно исключило из налоговой базы спорные доходы.

Таким образом, налогоплательщик, входящий в структуру РОСТО и имеющий лицензию на осуществление образовательной деятельности, не включает в налоговую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, имущественную выгоду, полученную от безвозмездного использования имущества, принадлежащего РОСТО.

[+] УСН можно применять после получения лицензии на право пользования недрами, если налогоплательщик не осуществляет фактическую добычу полезных ископаемых

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.03.2009 N Ф04-6878/2008(669-А70-27))

В I квартале 2004 г. общество получило лицензию на право пользования недрами (на добычу россыпного золота), но фактически стало заниматься добычей только в I квартале 2006 г. При этом с I квартала 2004 г. до I квартала 2006 г. общество применяло УСН.

Налоговая инспекция посчитала применение обществом спецрежима в данный период неправомерным и доначислила налоги по общей системе налогообложения, что послужило поводом для обращения общества в арбитражный суд.

Удовлетворяя исковые требования заявителя, суд сослался на пп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Согласно данной норме организации, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, не вправе применять УСН.

Следовательно, запрет на применение УСН касается налогоплательщиков, фактически осуществляющих добычу полезных ископаемых.

Поскольку в спорный период общество, имея лицензию, не производило добычу россыпного золота, оно правомерно применяло УСН в этот период.

Таким образом, независимо от наличия лицензии на право пользования недрами налогоплательщик вправе применять УСН до начала работ по добыче полезных ископаемых.

[+] Расходы по покупке сырья для изготовления продукции учитываются "упрощенцем" при исчислении единого налога, если они достоверны

(Постановление ФАС Уральского округа от 18.03.2009 N Ф09-1273/09-С3)

Одним из видов деятельности индивидуального предпринимателя были производство и реализация хлебобулочных изделий. Для осуществления этой деятельности он закупал сырье. Но доходы от производства хлебобулочных изделий не были отражены в книге учета доходов и расходов.

По результатам выездной проверки индивидуальному предпринимателю были начислены единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, пени и штрафные санкции. Основанием доначисления стало неправомерное уменьшение налоговой базы по УСН на затраты по приобретению сырья для хлебобулочных изделий. По мнению инспекции, затраты по хлебобулочным изделиям должны включаться в расходы только после получения дохода от реализации этих изделий.

Предприниматель оспорил налоговое решение в арбитражном суде.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций заняли разные позиции в отношении спорных расходов.

Суд первой инстанции согласился с налоговиками.

Однако апелляционная и кассационная инстанции встали на сторону заявителя по следующим основаниям.

Расходы, уменьшающие налоговую базу по УСН, должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, а значит, должны быть экономически оправданными и подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 108 НК РФ лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения, обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. При этом неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Поскольку в ходе проверки налоговый орган не установил факт завышения расходов по приобретению сырья для изготовления хлебобулочных изделий над объемом выпущенной и отгруженной продукции, эти расходы являются обоснованными и связаны с предпринимательской деятельностью, направленной на получение дохода.

Таким образом, налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу по УСН на сумму затрат по приобретению сырья для изготовления продукции.