Договор купли-продажи будущего имущества может быть заключен до регистрации права собственности продавца

| статьи | печать

Законодательство допускает куплю-продажу товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем. Это актуально для объектов недвижимости, когда, например, необходимо продать объект, право собственности на который еще не зарегистрировано. Однако отсутствие зарегистрированного права собственности продавца на такой объект несет в себе риск признания договора купли-продажи недействительным.

Мы говорим именно о риске, поскольку арбитражные суды по-разному подходят к вопросу о том, влечет ли отсутствие госрегистрации в ЕГРП права собственности продавца признание договора купли-продажи будущего объекта недвижимости незаключенным. Посмотрим, какими нормами суды обосновывают то, что право собственности продавца должно быть зарегистрировано на момент заключения такого договора, а какие нормы это опровергают.

В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат госрегистрации в едином государственном реестре.

Права на имущество, подлежащие госрегистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8 ГК РФ). В силу ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

И только собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам (п. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 13 Закона о регистрации госрегистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с ним возможна при условии наличия госрегистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.

Исходя из этого некоторые суды делают вывод, что если право собственности продавца на объект недвижимости на момент подписания договора купли-продажи не было зарегистрировано в установленном законом порядке, то это является нарушением ст. 209 ГК РФ. Следовательно, не являясь собственником недвижимого имущества, продавец не имеет права им распоряжаться, поскольку недвижимое имущество, право собственности на которое не зарегистрировано, до момента такой регистрации не является объектом гражданских прав и не может быть предметом обязательства.

К такому выводу пришел, в частности, ФАС Уральского округа в постановлении от 25.11.2008 № Ф09-8774/08-С6.

Однако Президиум ВАС РФ отменил это решение, встав на защиту прав покупателя по сделке. Он указал на положение п. 1 ст. 549 ГК РФ, в силу которого по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество. По общему правилу (если иное не предусмотрено законом) договор купли-продажи недвижимости считается заключенным с момента его подписания.

С учетом этого Президиум ВАС РФ заключил, что отсутствие государственной регистрации права собственности продавца на недвижимость на дату заключения договора купли-продажи само по себе не влияет на действительность такого договора как основания возникновения соответствующего обязательства. Стороны договора купли-продажи недвижимости вправе обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией перехода права собственности к покупателю после оформления данного права за продавцом в установленном законом порядке. При этом право собственности покупателя на объект недвижимости согласно ст. 223 ГК РФ возникает с момента его государственной регистрации (постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 1395/09).

Этот вывод некоторые арбитражные суды стали использовать в своей судебной практике. Например, на него ссылался ФАС Западно-Сибирского округа в постановлениях от 10.12.2009 по делу № А03-2262/2009 и от 12.11.2009 по делу № А27-5127/2009.

В отношении договора купли-продажи будущей недвижимости с такой позиции разрешил дело ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 20.11.2001 № Ф04/3601-1224/А45-2001 и Поволжского округа в постановлении от 29.04.2008 по делу № А55-15730/07.

Однако ФАС Уральского округа в постановлении от 06.05.2009 № Ф09-2764/09-С6 опять сделал иной вывод. Опираясь именно на ст. 131 и 209 ГК РФ, суд признал договор купли-продажи будущего недвижимого имущества недействительным как не соответсвующий требованиям данных статей.

Очевидно, что отсутствие единого подхода к решению данного вопроса в судебной практике требует разъяснений Высшего арбитражного суда РФ. И будем надеяться, что скоро они появятся, ведь в настоящее время в ВАС РФ подготовлен проект постановления Пленума ВАС РФ, в котором затронуты некоторые вопросы, связанные с применением арбитражными судами положений законодательства о заключении договоров купли-продажи в отношении будущих объектов недвижимости.

В частности, в проекте разъясняется, что в соответствии с п. 2 ст. 455 ГК РФ предметом договора купли-продажи может быть как товар, имеющийся в наличии у продавца в момент заключения договора, так и товар, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара (договор купли-продажи будущей вещи).

Согласно п. 5 ст. 454 ГК РФ к отдельным видам договора купли-продажи положения, предусмотренные параграфом 1 главы 30 ГК РФ, применяются, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ об этих видах договоров.

В связи с тем что параграф 7 главы 30 ГК РФ не содержит положений, запрещающих заключение договоров купли-продажи в отношении недвижимого имущества, право собственности продавца на которое на дату заключения договора не зарегистрировано в ЕГРП (договор купли-продажи будущей недвижимой вещи), судам следует исходить из того, что отсутствие у продавца в момент заключения договора продажи недвижимости права собственности на предмет договора само по себе не является основанием для признания такого договора недействительным.

При этом Пленум ВАС РФ отмечает, что в момент подачи заявления о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю (ст. 131 и 551 ГК РФ) продавец должен обладать правом собственности на него.

Таким образом, с принятием проекта постановления Пленума ВАС РФ арбитражная практика будет формироваться единообразно.