Валютные войны: как рассчитать размер контрибуций

| статьи | печать

Посткризисный финансовый мир активно обсуждает наличие или отсутствие валютных войн, а также правила их ведения. Суть взаимных претензий такова: дескать, некоторые страны держат свои валюты на низком уровне, обеспечивая им более быстрый экономический рост, причем за счет других участников международной торговли. Главные противники на мировой арене — китайский юань и американский доллар.

На днях журнал The Economist опубликовал свой традиционный рейтинг бигмака, который в этом году отражает не только реальную покупательную способность валют разных стран, но и направления атак в валютной войне.

По мнению комментаторов журнала The Economist, слабая национальная валюта — это все же не бесплатный ланч, как утверждают экспортеры и политики. Но она позволяет получить очень дешевую еду. В Китае, например, бигмак в Макдоналдсе стоит всего 14,5 юаня (в среднем в Пекине и Шэньчжэнь). Эта цена эквивалентна 2,18 долл. по рыночному обменному курсу. В Америке тот же самый бургер можно купить уже за 3,71 долл.

Индекс бигмака наглядно демонстрирует, что китайский юань — одна из самых недооцененных валют. В основе расчета индекса лежит идея паритета покупательной способности, в соответствии с которой курс валюты должен отражать реальное количество товаров и услуг, которые можно за нее получить. Поскольку за 14,5 юаня можно получить бургер за 3,71 долл., юань должен стоить на валютном рынке 0,26 долл. Между тем его фактическая цена всего 0,15 долл. Таким образом, уровень недооценки этой валюты — около 40%.

Недавно с яркой публичной речью, обличающей противоречия, вызванные валютными перекосами, выступил министр финансов Бразилии Гвидо Мантега. В прошлом месяце он произнес вслух то, о чем шептались в кулуарах. По его мнению, бразильской экономике угрожает потенциальная катастрофа, которую он назвал валютной войной.

Кстати, если бы министр захотел съесть бигмак, ему бы это обошлось недешево — средняя цена бигмака в Бразилии — 5,26 долл. В соответствии с индексом бикмака бразильская валюта переоценена на 42%.

Индекс выявил, что евро переоценено на 29%. Швейцария — страна, которой удалось избежать большинства войн. В соответствии с индексом бигмака это самая изобильная страна. Швейцарский франк — самая дорогая валюта, учтенная при расчете индекса. Япония в последнее время занята активными интервенциями на собственный валютный рынок, чтобы ослабить свою валюту. Однако в соответствии с «бургерномикой» японская йена переоценена лишь на 5%. Не повод для объявления войны.

Последний месяц Палата представителей США рассматривала законопроект, согласно которому валютные перекосы трактуются как нелегальные экспортные субсидии. А это позволяет американским компаниям требовать компенсаций, размер которых будет определяться исходя из уровня недооцененности валют.

Но как законопроект предполагает рассчитывать такие валютные перекосы? Увы, он и не предполагает учитывать индекс бигмака. Вместо этого планируется использовать метод, предложенный Международным валютным фондом.

Фонд для расчета валютных перекосов использует три взаимосвязанных подхода. Первый состоит в том, чтобы рассчитывать реальный курс валют исходя из макроэкономических показателей, таких как постоянный уровень валютного баланса страны (эквивалент торгового баланса плюс еще несколько учитываемых позиций), базовая ставка нормального уровня роста экономики страны (неясно, какой уровень роста считать нормальным), доходы на душу населения, демографический и бюджетный балансы. Второй подход обращается к статистической корреляции реального валютного курса и таких показателей, как базовые торговые позиции (соотношения цен на экспортные и импортные товары), производительность труда, наличие активов и задолженностей за пределами страны. Согласно этому методу, например, курс бразильской валюты мог бы рассчитываться на основе экспортных цен такого продукта, как бобы сои. Третий метод расчетов основан на контроле уровня соотношения активов и долгов за пределами страны.

Управляющий директор МВФ Доминик Стросс-Кан высказывал крайнюю заинтересованность в мониторинге экономических стратегий крупнейших экономик мира, включая их политику в области валютных курсов, чтобы предотвратить «переваливания» экономических проблем на их соседей.

Но сложность в том, что крупнейшим экономикам мира очень трудно что-либо диктовать. Яркий пример — последний ежегодный отчет о состоянии китайской экономики, выпущенный в июле. В отчете последовательно опровергаются все позиции, по которым МВФ критиковал экономическую и валютную политику Китая. Чтобы соблюсти приличия, в отчете все же содержится признание: да, действительно, юань может быть значительно недооценен. Однако от реальной оценки масштаба проблемы составители отчета воздержались.

Впрочем, надеяться в ближайшем будущем на исправление валютных перекосов не приходится. К интересным выводам пришли экономисты из Университета Западной Австралии Кеннет Клемент, Юхуй Лан и Ши Пей Шин. Их последнее исследование индекса бигмака показывает, что валютные перекосы отличаются заметным постоянством. Индекс в чистом виде мало репрезентативен и не может служить основой для прогнозов валютных курсов: недооцененные валюты остаются слишком дешевыми, а переоцененные — слишком дорогими.

К еще более полезным выводам пришли австралийские экономисты: поскольку перекос индекса бикмака оказывается систематическим, он может быть исследован и скорректирован на некую постоянную величину. Если внести необходимые коррективы, то его с успехом можно использовать для прогнозирования реальных валютных курсов на годичную и даже более длительную перспективу.

Экономисты — авторы статьи не удержались от иронии: в то время как журнал The Economist стоит в киоске 6,99 долл. (чуть меньше пары бургеров), индекс бикмака, опубликованный в нем, представляет для валютных спекулянтов гораздо большую ценность. То есть сам индекс бикмака может быть недооценен.

Индекс бигмака

Страна

Цены на бигмак,
долл.

Курс местной
валюты (–)/(+)
против колебаний
доллара,%

Швейцария

6,78

+80

Бразилия

5,26

+42

Страны еврозоны

4,79*

+29

Канада

4,18

+12

Япония

3,91

+5

США

3,71**

Великобритания

3,63

–3

Сингапур

3,46

–6,5

Южная Корея

3,03

–19

Южная Африка

2,79

–23

Мексика

2,58

–31

Тайланд

2,44

–37

Россия

2.39

–38,5

Малайзия

2,25

–39

Китай

2,18***

–40

* Средневзвешенная цена в странах — участницах еврозоны.
** Средняя цена в четырех городах.
*** Средняя цена в двух городах.

Источник: McDonalds, The Economist