1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 906

ТСЖ: формирование резерва на ремонт по-минфиновски

Минфин России разъяснил порядок формирования ТСЖ резерва на ремонт общего имущества его членов для целей налога на прибыль и УСН (письмо от 30.09.2010 № 03-03-05/213).

ПРОТИВОСТОЯНИЕ МНЕНИЙ

На протяжении многих лет Минфин России не признавал целевыми поступлениями средства, полученные от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, и обязывал учитывать их как выручку, полученную от реализации работ и услуг (письма от 26.02.2007 № 03-07-15/24, от 05.05.2006 № 03-03-05/8 и от 03.03.2006 № 03-03-04/4/45). Свой вывод он основывал на п. 2 ст. 251 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления, поступившие безвозмездно на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций, к которым отнесены осуществляемые в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях вступительные и членские взносы. Поскольку платежи членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда не являются вступительными или членскими взносами, они не признаются целевыми поступлениями, исключаемыми из налогооблагаемой базы.

В то же время в арбитражной практике выработалась устойчивая позиция: обязательные платежи членов ТСЖ не учитываются в составе доходов и считаются целевыми поступлениями (постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.07.2007 № А56-25404/2006, от 29.06.2007 № А56-29818/2006, от 02.04.2007 № А56-31339/2006, Восточно-Сибирского округа от 10.09.2007 № А19-26596/06-Ф02-6060/07 и Поволжского округа от 20.11.2007 № А55-18916/2006-31).

Противостояние мнений разрешилось 1 января 2008 г. С этой даты действует новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, согласно которой к не учитываемым для целей налогообложения целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся отчисления на формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производят товариществу собственников жилья его члены.

Таким образом, в НК РФ с 1 января 2008 г. четко закреплено, что отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, получаемые от членов ТСЖ, являются целевыми поступлениями и налогом на прибыль не облагаются.

СОМНЕНИЯ ОСТАЮТСЯ

Однако сомнения у налогоплательщиков остались. Так, налоговики с завидным упорством продолжают отстаивать старую позицию, не признавая средства, полученные от членов ТСЖ на ремонт, целевыми поступлениями (письма ФНС России от 04.06.2010 № ШС-37-3/3275@ и от 09.08.2010 № ШС-37-3/8663@ «О налогообложении товариществ собственников жилья»).

Есть и еще один нюанс, добавляющий сомнений налогоплательщикам. В новой редакции подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ сказано, что резерв формируется в установленном ст. 324 НК РФ порядке. Закрепленный в этой статье порядок предусматривает формирование резерва исходя из совокупной стоимости амортизируемых основных средств.

Тем не менее общее имущество в многоквартирном доме не принадлежит ТСЖ на праве собственности и в соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ не признается амортизируемым. Оно является общей долевой собственностью членов ТСЖ.

Минфин России выпустил письмо, разъясняющее порядок формирования ТСЖ резерва на ремонт общего имущества в многоквартирном доме для целей налога на прибыль и УСН.

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

Поскольку ТСЖ не может применять в полном объеме положения ст. 324 НК РФ, регламентирующие порядок формирования резерва на ремонт основных средств, Минфин России считает, что положения этой статьи должны применяться ТСЖ в той мере, в которой это возможно с учетом особенностей правового статуса общего имущества членов ТСЖ.

В частности, ТСЖ должны соблюдать положения ст. 324 НК РФ в части определения предельной суммы отчислений в резерв, которая не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.

Кроме того, ТСЖ обязаны соблюдать нормы ст. 324 НК РФ о порядке накопления средств на проведение особо сложных и дорогих видов ремонта в течение более одного налогового периода. В этом случае предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период согласно графику проведения указанных видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах такие либо аналогичные ремонты не осуществлялись.

Отчисления в расходы ТСЖ списывают в порядке, изложенном в ст. 324 НК РФ. Так, отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт общего имущества ТСЖ в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода, а затраты на проведение ремонта списываются за счет средств указанного резерва.

Если затраты на ремонт в отчетном (налоговом) периоде превысили сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт, остаток затрат для целей налогообложения прибыли включается в прочие расходы на дату окончания налогового периода.

Если на конец налогового периода остаток средств резерва предстоящих расходов на ремонт превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт, то сумма превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов ТСЖ.

Если ТСЖ осуществляет накопление средств для финансирования ремонта в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не включается в состав доходов для целей налогообложения.

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УСН

Минфин России разъяснил, что ТСЖ, применяющие УСН и формирующие резерв на проведение ремонта общего имущества, отчисления на формирование указанного резерва при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением данного специального налогового режима, не учитывают.

Это обусловлено тем, что в соответствии со ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения организации, применяющие УСН, не учитывают доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ.

Порядок формирования резерва на ремонт общего имущества членов ТСЖ, применяющих УСН, аналогичен порядку, установленному для ТСЖ, находящихся на общем режиме налогообложения.