Вычет НДС по нормируемым расходам

| статьи | печать

Рассмотрим порядок предъявления к вычету НДС по нормируемым расходам на примере представительских и рекламных расходов.

Чтобы организация имела право принять НДС к вычету, необходимо выполнение условий, предусмотренных п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, а именно:

— товары (работы, услуги) должны быть приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС;

— товары (работы, услуги) должны быть оприходованы организацией;

— наличие полученного от поставщика счета-фактуры с выделенным НДС

СПРАВКА

До 01.01.2006 необходимым условием была оплата поставщикам «входного» НДС. В связи с изменениями, внесенными Законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ « О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» упоминание об уплате налога исключено из п. 2 ст. 171 НК РФ.

На основании п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам, в частности, подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по расходам на командировки и представительским расходам, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций. Этим же пунктом установлено, что если расходы принимаются для целей налогообложения прибыли по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.

Возникает вопрос: можно ли данную норму НК РФ применять не только для командировочных и представительских затрат, но и для других нормируемых расходов?

Из Письма Минфина России от 11.11.2004 № 03-04-11/201 следует, что если для целей исчисления налога на прибыль рекламные расходы применяются по нормативам, то НДС по этим расходам подлежит вычету, в размере, соответствующем этим нормам.

В Письме от 05.11.2004 № 03-04-11/196 Минфин России отметил, что потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке МПЗ включаются в состав материальных расходов для целей налогообложения прибыли в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ). НДС по таким расходам подлежит вычету в размере, который соответствует данным нормам.

Таким образом, действие абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ распространяется не только на командировочные и представительские расходы, но и на другие нормируемые расходы.

Представительские расходы

Напомним, что представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, относятся к прочим расходам, учитываемым для целей налогообложения прибыли (подп. 22 п.1 ст. 264 НК РФ).

Пунктом 2 ст. 264 НК РФ определен перечень представительских затрат. Эти расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

СПРАВКА

Расходы на представительские цели подтверждаются:

— документами, подтверждающими транспортные расходы;

— документами, подтверждающими услуги переводчика;

— счетами предприятий общепита;

— другими первичными учетными документами (кассовые товарные чеки с подробной расшифровкой, накладные, торгово-закупочные акты и т. д.)

Что касается НДС, то вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им по таким представительским расходам, которые учитываются при исчислении налога на прибыль организаций, то есть в соответствии с перечнем, приведенным в п. 2 ст. 264 НК РФ и с учетом норматива.

НДС, относящийся к сверхнормативным расходам, которые в отчетных периодах не включаются в расходы при исчислении налога на при-бьшь организаций, к вьгчету не принимается. На основании п. 49 ст. 270 НК РФ такие суммьг НДС при налогообложении прибьгли в составе расходов не учитьгваются. Об этом сообщил Минфин России в Письме от 11.11.2004 №03-04-11/201.

ПРИМЕР 1

В марте 2006 года организацией были произведены представительские расходы на сумму 118 000 руб. (НДС -18 000 руб.). Ежемесячные расходы на оплату труда составили 500 000 руб. Отчетный период по налогу на прибыль и по НДС - квартал.

Организация производит следующий расчет:

1. 500 000 руб. + 500 000 руб. + 500 000 руб. = 1 500 000 руб. — оплата труда за январь, февраль, март 2006 г.

2.1 500 000 руб. х 4% = 60 000 руб. — предельная величина представительских расходов, произведенных в марте 2006 г., которая учитывается для целей налогообложения прибыли 3. (118 000 руб. -18 000 руб. - 60 000 руб.) = 40 000 руб. — вычитаемая временная разница

4.40 000 руб. х 24% = 9 600 руб. — отложенный налоговый актив 5. 60 000 руб. х 18/118 = 9152 руб.— НДС, подлежащий вычету 6.18 000 руб.-9152 руб. = 8848 руб. — сумма НДС, относящаяся к сверхнормативным расходам.

В бухгалтерском учете необходимо оформить следующие проводки:

Дебет 26 Кредит 60

— 100 000 руб. — отражены представительские расходы

Дебет 19 Кредит 60

— 18 000 руб. — учтен НДС по представительским расходам

Дебет 60 Кредит 51

— 118 000 руб. — оплачены представительские расходы

Дебет 68 субсчет «Налог на добавленную стоимость» Кредит 19

—9152 руб. — принят к вычету НДС по представительским расходам, произведенным за март 2006 г.

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Налог на прибыль»

— 9600 руб. — учтен отложенный налоговый актив

Дебет 91 Кредит 19

— 8848 руб. — списан НДС, относящийся к сверхнормативным расходам.

Рекламные расходы

Напомним, что согласно абзацам 2—4 п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся:

— расходьг на рекламньге мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникаци-онньге сети;

— расходьг на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов;

— расходьг на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и или о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Во время проведения массовых рекламных компаний организация приобретает или изготавливает призы, которые вручает победителям розыгрышей. Эти расходы для целей налогообложения прибьгли, а также затраты на иные виды рекламы, не указанные в абзацах 2—4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.

При осуществлении рекламных расходов «входной» НДС организация вправе принять к вычету, и сделать это она должна в момент принятия счета-фактуры от поставщика. Допустим, что выручка, с которой исчисляется норматив, еще неизвестна, так как отчетный период по налогу на прибыль еще не закончился. Отчетным периодом по налогу на прибыль является квартал, а по НДС — месяц. В этом случае предлагаем следующий порядок. При принятии на учет рекламных расходов тут же всю сумму НДС по ним поставить к вычету. Если же по результатам квартала выяснится, что рекламные расходьг не уложились в нормы, восстановить НДС по сверхнормативным расходам.

ПРИМЕР 2

Отчетным периодом в организации по налогу на прибыль является квартал. По НДС - месяц. В феврале 2006 г. произведены рекламные расходы, которые для целей налогообложения принимаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Сумма расходов составила 11 800 руб., в том числе НДС -1800 руб.

В бухгалтерском учете организации делаются следующие проводки: Февраль 2006 г.

Дебет 10 Кредит 60

— 10 000 руб. — отражены рекламные расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации

Дебет 19 Кредит 60

— 1800 руб.— учтен НДС

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

— 1800 руб. — принят к вычету НДС

Дебет 60 Кредит 51

— 11800 руб. — перечислено поставщику за рекламу.

НДС в сумме 1800 руб. организация должна включить в декларацию по НДС за февраль 2006 г. Выручка организации за I квартал 2006 г. составила — 800 000 руб. (без НДС). Рекламные расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, — 8000 руб. (800 000 руб. х 1%). Так как фактически понесенные расходы больше норматива, то налогооблагаемая прибыль уменьшится на 8000 руб.

НДС в пределах норм составляет 1440 руб. (8000 руб. х 18%)

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

— сторно —360 руб.(1800 руб.-1440 руб.) — восстановлен НДС

Дебет 91 Кредит 19

— 360 руб. — списан восстановленный НДС