Новости («Новая бухгалтерия», № 06, 2010 г.)

| статьи | печать

Налоговые отношения

Приказ ФНС России от 23.03.2010 № ММ-7-3/136@

«Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах»

Минюст России 21 апреля зарегистрировал приказ налоговой службы, утверждающий формы документов, которые налоговые органы будут направлять налогоплательщику в ответ на запрос о возмещении сумм НДС в заявительном порядке.

С 2010 г. налогоплательщики получили право возместить суммы НДС, заявленные в налоговой декларации, в ускоренном порядке до завершения камеральной налоговой проверки. Воспользоваться таким правом могут крупнейшие налогоплательщики и налогоплательщики, представившие в налоговые органы банковскую гарантию. Ответ налоговых органов будет оформляться в форме решения о возмещении либо решения об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке. Указанное решение принимается налоговым органом в течение пяти дней со дня подачи налогоплательщиком заявления о применении заявительного порядка возмещения налога.

Письмо Минфина России от 07.05.2010 № 03-02-07/1-226

Налоговые органы вправе принимать решение о приостановлении операций по счетам, открываемым платежным агентам.

По мнению финансового ведомства, специальный банковский счет № 40821, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам для учета зачисляемых наличных денежных средств, полученных от плательщиков, и осуществления расчетов при приеме ими платежей, соответствует понятию счета для целей Налогового кодекса РФ (п. 2 ст.11).

При принятии налоговым органом решений о взыскании налога и применении обеспечительной меры в виде приостановления операций по таким счетам Минфин России рекомендует учитывать, что на специальном банковском счете № 40821 аккумулируются не только денежные средства этого агента, но и денежные средства иных лиц.

Письмо Минфина России от 06.05.2010 № 03-07-11/167

Финансовое ведомство разъяснило, как применять с 1 января 2010 г. льготу по НДС в отношении операций займа ценными бумагами. Комментарий касается переходных положений.

Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ внес изменения в подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, согласно которым операции займа ценными бумагами, включая проценты по ним, освобождаются от обложения НДС. Данная норма действует с 1 января 2010 г.

В то же время п. 8 ст. 149 НК РФ обязывает налогоплательщиков при изменении редакции п. 1—3 данной статьи применять тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты. Данная норма распространяется и на ценные бумаги. Согласно ст. 130 ГК РФ они признаются движимым имуществом, а любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, для целей налогообложения признается товаром (п. 3 ст. 38 НК РФ).

На основании этих норм Минфин России сделал вывод, что на операции займа ценными бумагами, дата начала которых наступила до 1 января 2010 г., а дата окончания наступает после 1 января 2010 г., освобождение не распространяется. Проценты по таким операциям займа ценными бумагами, получаемые заимодавцем, должны облагаться НДС.

Письмо Минфина России от 06.05.2010 № 03-07-11/164

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации облагается НДС независимо от источника финансирования. В связи с этим услуги по предоставлению государственным учреждениям специального автотранспорта и транспорта общего назначения облагаются НДС.

Письмо Минфина России от 06.05.2010 № 03-03-06/2/88

Финансовое ведомство высказало мнение, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства начисление банком дохода в виде процентов по долговым обязательствам должника прекращается.

Подпунктом 1 п. 2 ст. 290 НК РФ установлено, что к доходам банков относятся доходы от осуществления банковской деятельности в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в частности, прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Письмо Минфина России от 05.05.2010 № 03-03-06/2/86

Минфин России еще раз опроверг вывод Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 № 11200/09 о том, что налогоплательщик вправе учесть при налогообложении прибыли проценты за пользование заемными средствами не в периоде их начисления, а в периоде, когда по условиям договора займа возникает обязанность по их уплате заимодавцу.

По мнению министерства, при применении метода начисления сумма доходов в виде процентов учитывается в налоговом учете равномерно в течение всего срока действия долгового обязательства исходя из суммы причитающихся за соответствующий период процентов и установленной условиями обязательства доходности.

На это указывают нормы Налогового кодекса РФ, регламентирующие правила учета таких процентов. Так, согласно п. 1 ст. 271 НК РФ при применении метода начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств. По договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец месяца соответствующего отчетного периода (п. 6 ст. 271 НК РФ).

Письмо Минфина России от 05.05.2010 № 03-03-06/2/85

Банк вправе учитывать при формировании резерва по сомнительным долгам задолженность по начисленным, но невыплаченным процентам по облигациям, приобретенным банком, в порядке, установленном ст. 266 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 266 НК РФ банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

Если налогоплательщиком создан резерв по сомнительным долгам, то в составе внереализационных расходов учитываются суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Письмо Минфина России от 05.05.2010 № 03-02-07/1-216

Минфин России разъяснил, как следует поступать налогоплательщику при обнаружении нескольких ошибок (искажений), повлекших как занижение, так и завышение налоговой базы и суммы налога, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам.

Финансисты указали, что в таком случае налоговая база и сумма налога уточняются в разрезе каждой обнаруженной ошибки (искажения). Исходя из этого производится в соответствии с абз. 2 и 3 п. 1 ст. 54 НК РФ перерасчет налоговой базы и суммы налога. При этом ошибки (искажения), повлекшие занижение налоговой базы и суммы налога, отражаются в периоде, в котором они были совершены, если этот период известен.

Статья 54 НК РФ не ограничивает срок перерасчета налоговой базы в случае выявления ошибок (искажений), приведших к увеличению налоговой базы и суммы налога. Вместе с тем заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога, в том числе вследствие перерасчета налоговой базы, повлекшей излишнюю уплату налога, может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Письмо Минфина России от 29.04.2010 № 03-04-05/1-230

Сумма скидки в размере 50 000 руб. при покупке нового автомобиля, оплачиваемая за счет средств федерального бюджета физическим лицам, сдавшим на утилизацию в рамках эксперимента вышедший из эксплуатации автомобиль, полная масса которого не превышает 3,5 тонны и возраст которого составляет более десяти лет, не облагается НДФЛ.

Федеральным законом от 05.04.2010 № 41-ФЗ внесены изменения в ст. 217 НК РФ. Согласно этим изменениям в перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, включены суммы частичной оплаты за счет средств федерального бюджета стоимости нового автотранспортного средства в рамках эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию.

Данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

Письмо Минфина России от 29.04.2010 № 03-02-07/2-62

Финансисты выпустили разъяснение о порядке предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате ЕСН после 1 января 2010 г.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 63 НК РФ ФНС России является органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит принятие решений об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов, в том числе ЕСН.

Принятие федеральных законов от 24.07.2009 № 212-ФЗ и 213-ФЗ, а также признание утратившим силу подп. 5 п. 1 ст. 63 НК РФ не ограничило ФНС России в полномочии по принятию в установленном НК РФ порядке указанных решений, в том числе в части недоимки по ЕСН.

Письмо Минфина России от 29.04.2010 № 03-07-11/158

Ведомство еще раз подтвердило, что при предоставлении продавцом покупателю скидок с цены реализованных товаров необходимо корректировать налоговую базу по НДС в соответствующем налоговом периоде. Никаких изменений в позиции в связи с принятием Президиумом ВАС РФ постановления от 22.12.2009 № 11175/09 не произошло.

Подробный порядок корректировки прописан в письме Минфина России от 26.07.2007 № 03-07-15/112. В частности, необходимо внести исправления в выставленный при отгрузке товаров счет-фактуру. При этом продавец товаров вносит соответствующие изменения в книгу продаж и представляет в налоговый орган корректирующую налоговую декларацию за тот налоговый период, в отношении которого им были внесены изменения в книгу продаж. Исправленный счет-фактура регистрируется покупателем в книге покупок, и соответственно суммы НДС предъявляются покупателем к вычету в том налоговом периоде, в котором этот счет-фактура получен.

Если покупатель товаров до внесения продавцом исправлений в счет-фактуру зарегистрировал его в книге покупок и принял сумму НДС к вычету, ему следует внести запись об аннулировании счета-фактуры в дополнительном листе книги покупок за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений. Кроме того, покупателю товаров следует представить в налоговый орган корректирующую налоговую декларацию за тот налоговый период, в отношении которого им были внесены изменения в книгу покупок.

Письмо Минфина России от 28.04.2010 № 03-07-11/155

Налогоплательщикам разрешили принимать к вычету суммы НДС, предъявленные в счетах-фактурах, составленных в условных единицах.

Минфин России считает, что Налоговый кодекс РФ не содержит норм, запрещающих производить указанный вычет. Право на налоговые вычеты возникает у налогоплательщика в налоговом периоде, в котором приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету на основании первичных учетных документов и при наличии счетов-фактур, в том числе оформленных в условных денежных единицах (п. 1 ст. 172 НК РФ). При этом условные единицы пересчитываются в рубли по курсу, действующему на дату принятия на учет товаров (работ, услуг).

Письмо Минфина России от 28.04.2010 № 03-03-06/1/301

У организации — продавца недвижимого имущества возникает обязанность по уплате налога на прибыль с момента передачи объекта недвижимости покупателю по акту (накладной) приемки-передачи основных средств и подачи документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При методе начисления датой получения дохода от реализации признается дата реализации товаров независимо от фактического поступления денежных средств (ст. 271 НК РФ).

Реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе (ст. 39 НК РФ).

Если отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации (п. 2 ст. 223 ГК РФ).

Согласно ст. 551 ГК РФ договор купли-продажи недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, однако отсутствие таковой не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости.

Письмо Минфина России от 28.04.2010 № 03-03-06/1/302

В целях определения налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются суммы НДС, установленного законодательством иностранного государства, предъявленные налогоплательщиком иностранному покупателю в связи с реализацией работ, услуг, имущественных прав на территории данного иностранного государства.

При этом уплаченный поставщикам товаров (работ, услуг) на территории иностранного государства НДС при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в РФ также не учитывается.

Согласно ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении налоговой базы. Такие доходы учитываются в полном объеме (до их обложения налогом, идентичным налогу на прибыль организаций) с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами.

Начисленные суммы налогов и сборов учитываются при определении налоговой базы в составе прочих расходов налогоплательщика (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако данная норма распространяется только на налоги и сборы, начисленные в установленном законодательством РФ порядке.

При отнесении к расходам «иностранных» налогов на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в качестве иных расходов, связанных с производством и реализацией, необходимо учитывать, что порядок отнесения к расходам сумм начисленных налогов имеет отдельное нормативное регулирование в ст. 264 НК РФ и соответственно такие расходы могут приниматься при определении налоговой базы в порядке, предусмотренном специальным положением подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Письмо Минфина России от 23.04.2010 № 03-03-05/85

Финансовое ведомство разъяснило некоторые особенности учета с 2010 г. страховых взносов, начисленных на выплаты и вознаграждения, которые не признаются расходами в целях обложения налогом на прибыль. Такие страховые взносы можно учесть в расходах.

С 2010 г. изменился порядок исчисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и вознаграждения физическим лицам. Он установлен Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Согласно ему порядок исчисления страховых взносов больше не увязан с учетом выплат и иных вознаграждений физическим лицам в составе расходов в целях налогообложения прибыли.

Несмотря на это страховые взносы, начисленные в отношении как учитываемых, так и не учитываемых при налогообложении прибыли выплат и иных вознаграждений работниками, организация может признавать в составе прочих расходов в соответствии с подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Это позволяет ст. 270 НК РФ. Датой осуществления расходов в виде страховых взносов признается дата их начисления.

Письмо ФНС России от 13.04.2010 № 3-2-09/46

«Об изменении порядка уплаты налога на прибыль организаций»

Налоговая служба разъяснила правила перехода на поквартальную уплату авансовых платежей по налогу на прибыль организаций. Изменить порядок уплаты налога организация может не только с начала налогового периода.

Правила изменения порядка уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль установлены п. 3 ст. 286 НК РФ. Согласно ему организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 3 млн руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. Норма не ограничивает возможность перехода на уплату только квартальных авансовых платежей началом налогового периода. Налогоплательщик применяет данный порядок начиная с квартала, следующего за предыдущими четырьмя кварталами, доходы от реализации в которых соответствуют указанному выше критерию.

В то же время ФНС России рекомендует налогоплательщикам, перешедшим на поквартальную уплату авансовых платежей с I квартала 2010 г., сообщать налоговому органу об изменении им порядка уплаты налога. Эта обязанность не закреплена в Налоговом кодексе РФ. Однако такое сообщение поможет исключить вопросы о причине неуплаты в I квартале 2010 г. ежемесячных авансовых платежей, начисленных исходя из данных налоговой декларации за 9 месяцев 2009 г.

 

Социальное страхование

Постановление ФСС России от 26.03.2010 № 73

«Об утверждении средних значений основных показателей для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2010 году»

На 2010 г. установлены средние значения основных показателей по видам экономической деятельности, которыми ФСС России руководствуется для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Размер указанных скидок или надбавок устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40% страхового тарифа, определенного для соответствующего класса профессионального риска.

Информационное письмо ВАС РФ от 27.04.2010 № 138

В делах о банкротстве требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющееся текущим, относится к третьей очереди.

Такие разъяснения ВАС РФ дал арбитражным судам. Дело в том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют правовую природу обязательных платежей, поэтому относятся к третьей очереди — расчеты с другими кредиторами, поименованной в абз. 4 п. 4 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Письмо Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 № 422-19

Обнародованы разъяснения министерства о порядке определения предельных сроков подачи плательщиками страховых взносов ежеквартальной отчетности. Расчеты в ПФР необходимо подать до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в ФСС России – до 15- го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ сроки, установленные данным законом, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно быть совершено, либо периодом, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Если последний день срока приходится на день, признаваемый выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, последним днем представления расчета в территориальный орган ПФР за I квартал 2010 г. является 30 апреля, за полугодие — 2 августа, за 9 месяцев — 1 ноября. Расчет в ПФР за 2010 г. представляется по 31 января 2011 г. включительно. Последним днем представления расчета в территориальный орган ФСС России за I квартал 2010 г. является 14 апреля, за полугодие — 14 июля, за 9 месяцев — 14 октября. Расчет за 2010 г. представляется до 14 января 2011 г. включительно.

Государственное регулирование

Федеральный закон от 26.04.2010 № 66-ФЗ

«О внесении изменения в статью 10 Федерального закона „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“»

Уточнены правила проведения внеплановых выездных проверок организаций и индивидуальных предпринимателей, организуемых органами госконтроля в случае возникновения угрозы причинения или нанесения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такие внеплановые проверки могут проводиться госорганами только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких организаций и индивидуальных предпринимателей. Ранее действующая редакция предусматривала согласование только в случае назначения проверки в отношении субъектов малого и среднего бизнеса.

Изменения вступили в силу с 9 мая 2010 г.

Постановление Правительства РФ от 04.05.2010 № 305

«Об утверждении методики расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта РФ, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования, в денежном выражении за финансовый год»

Росстат ежегодно будет проводить анализ объема всех продовольственных товаров, реализуемых в розничной торговле с выделение доли по торговым сетям. Методика расчета объема таких товаров основывается на статистических данных, полученных от организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами, и граждан, осуществляющих продажу таких товаров на розничных рынках и ярмарках. Итоговые данные будут размещаться на сайте Росстата ежегодно до 1 мая года, следующего за отчетным годом. За 2009 г. информация должны появиться на сайте не позднее 1 июля 2010 г.

Документ вступил в силу с 18 мая 2010 г.

Постановление Правительства РФ от 22.04.2010 № 279

«О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 136»

Подкорректирован перечень документов, которые граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны подавать в органы соцзащиты для получения оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском. Теперь при выдаче работодателем таким работникам справки о размере среднего заработка причитающаяся к выплате итоговая сумма указывается без вычета налогов.

Документ вступил в силу с 8 мая 2010 г.

Приказ Минпромторга России от 05.02.2010 № 92

«О должностных лицах Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»

Установлен перечень должностных лиц Минпромторга России, которые имеют право составлять протоколы об административных нарушениях при выявлении нарушений в сфере лицензирования деятельности по выполнению работ и оказанию услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия, по разработке, производству, ремонту, испытанию авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса, по производству оружия и основных частей огнестрельного оружия.

Приказ зарегистрирован
в Минюсте России 04.05.2010 № 17103
и вступил в силу с 23 мая 2010 г.