Возможности и риски «умных» устройств

| новости | печать

Россияне назвали их в ходе опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Исследование ВЦИОМ показало, что с той или иной периодичностью «умными» девайсами для дома пользуются более четверти россиян (28%), в том числе 14% — ежедневно, 9% — несколько раз в неделю. То есть пользование домашними смарт-технологиями носит преимущественно регулярный характер, заключают авторы опроса.

Портрет типичного пользователя «умными» устройствами выглядит так: россиянин 25—34 лет (45%), с высшим или неоконченным высшим образованием (39%) и хорошим материальным положением (37%), проживающий в одной из столиц — Москве или Санкт-Петербурге (42%). Доля ежедневных пользователей в этих группах составляет не менее 20%.

Для работы большинства «умных» устройств требуется бесперебойный доступ к Wi-Fi. Видимо, полагают эксперты ВЦИОМ, поэтому их гораздо активнее используют россияне, отдающие предпочтение интернету или смешанной модели медиапотребления (35—32% против 4% в группе активных телезрителей).

Сегодня производители готовы предложить смарт-решения на любой вкус и под разные потребности: с развитием технологий «поумнели» чайники, посудомоечные и стиральные машины, мультиварки, кофемашины и многое другое. Рейтинг самых часто используемых девайсов для дома у россиян возглавил робот-пылесос (58% из числа пользователей «умными устройствами»). Второй по популярности ответ в этой группе — умная колонка (44%). На третьем месте с ощутимым отрывом от лидеров сразу несколько устройств — смарт ТВ (12%) и умное освещение/умная розетка (10%).

«Женским» девайсом, считают авторы исследования, скорее можно назвать робот-пылесос (65% против 51% среди мужчин) и умную колонку (49% против 40% среди мужчин), «мужским» — смарт ТВ (16% против 7% среди женщин).

Не пользуются «умными» устройствами для дома 72% россиян, показатель максимален в группе активных телезрителей — 95%. Безразличны к современным технологиям также представители старшего поколения 60+ лет (не пользуются 87%), россияне со средним образованием и ниже (85—86%), а также жители сел (82%).

Несмотря на все преимущества, в «умных» девайсах есть то, что способно насторожить пользователей, а именно их способность собирать широкий спектр сведений о владельцах и их жилищах с помощью встроенных камер и датчиков. Об этой особенности «умных» девайсов россияне информированы скорее поверхностно: 38% наслышаны без подробностей, 25% знают хорошо. В общей сложности доля осведомленных составляет 63%. Для каждого третьего россиянина данная информация оказалась новой — 36% в ходе опроса впервые узнали о том, что смарт-девайсы способны «следить» за пользователями. В группе селян и активных телезрителей такой ответ звучал от каждого второго (46 и 49% соответственно).

Максимальную информированность демонстрируют те, кто знаком с «умными» устройствами не понаслышке. Так, среди пользователей девайсами уровень общей информированности достигает 79%, среди россиян без подобного опыта — 57%.

О том, что смарт-устройства умнее, чем кажется, также чаще осведомлены мужчины (72% против 56% среди женщин), россияне 25—44 лет (69—73%), граждане с высшим и неоконченным высшим образованием (72%), жители мегаполисов (79%).

Главная угроза того, что «умные» устройства собирают персональные данные пользователей, видится россиянам в возможности передачи этих данных третьим лицам (15%). Еще 6% ответили, что сбор и анализ информации о пользователях представляет собой вторжение в личную жизнь, нарушение прав и свобод, 5% не исключают возможность слежки/шпионажа через «умные» девайсы.

По мнению каждого пятого, сбор широкого спектра информации о пользователях смарт-девайсами не представляет никаких угроз (21%), а у каждого третьего данный вопрос вызвал затруднения (34%).

Оптимистично настроенных (не видящих угроз) больше среди пользователей «умных» девайсов (34% против 16% среди «непользователей»), молодежи 18—34 лет (34—33%) и активных потребителей интернета (31%).

Меньше всего в данной теме разбирается старшее поколение (затруднились 49%) и россияне, предпочитающие телевидение интернету (55%).

Какие-либо действия, препятствующие сбору персональных данных, предпринимают 23% пользователей «умных» устройств (доля группы — 28%). В числе самых частых мер по защите конфиденциальности — заклеивание веб-камеры ноутбука (12%) и отключение девайсов от сети (6%). Не предпринимают ничего подобного 76% пользователей смарт-девайсов, показал опрос ВЦИОМ.