На чем должна базироваться госпрограмма развития городского электротранспорта

| новости | печать

На площадке Общественной палаты РФ 28 апреля представлен второй аналитический отчет «Трамвайный и троллейбусный транспорт в России. Итоги 2021 — 2022 гг.».

Подготовлен отчет Первой компанией транспортной инфраструктуры совместно с компанией Strategy Partners, Центром развития транспорта общего пользования Российского университета транспорта (ЦРТОП РУТ (МИИТ), Российской академией транспорта и Международной ассоциацией предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ). Данный документ продолжает серию отчетов о функционировании городского электрического транспорта (ГЭТ) как неотъемлемой части общественного транспорта.

Основным выводом отчета стало фактическое подтверждение потребности в государственной программе развития ГЭТ в России, о которой было заявлено на парламентских слушаниях в 2022 г. Прогноз потребностей транспорта общего пользования на ближайшие семь лет (до 2030 г.) и возможностей транспортных предприятий по обновлению подвижного состава имеет разрыв в размере от 49,1 до 63,5 млрд руб. в год, или 500—650 млрд руб. до 2030 г.

Кроме того, планирование производства подвижного состава ГЭТ должно стать важным элементом государственной политики в области транспортного машиностроения. Для полного обновления подвижного состава до 2030 г. потребуется производить 541 трамвайный вагон и 886 троллейбусов в год.

Авторы отчета констатируют, что Российская Федерация продолжает оставаться в числе мировых лидеров в развитии городского электротранспорта как по количеству работающих систем и протяженности линий, так и по количеству эксплуатируемого подвижного состава.

Городской наземный электротранспорт — троллейбус и трамвай — присутствует в 60 регионах, это 110 городов, 29 совмещенных трамвайно-троллейбусных предприятий, 30 трамвайных компаний и 51 троллейбусное предприятие. Протяженность инфраструктуры городского электротранспорта — 6817 км, из которых 4416 км — троллейбусные линии, 2401 км — трамвайные пути.

Однако в 2022 г. продолжается закрытие транспортных систем в отдельных городах. Сокращение и (или) ликвидация систем ГЭТ в городах осуществляется с целью сокращения бюджетных расходов, при этом маршруты ГЭТ дублируются автобусными маршрутами.

Всего в города России в 2022 г. поставлено 276 новых трамваев, что на 10% больше, чем в 2021 г. (250 единиц). Общие затраты на приобретение трамвайных вагонов составили 22,1 млрд руб.

Новых троллейбусов было поставлено в 2022 г. 355 единиц, что на 1% меньше, чем в 2021 г. В стоимостном выражении это 9,6 млрд руб.

Для реализации программы по приведению парка троллейбусов и трамваев в нормативное состояние в 2024 — 2030 гг. потребуется в среднем 74,8 млрд руб. ежегодно (в ценах 2022 г.).

Доходы транспорта общего пользования (автобусные перевозки, перевозки ГЭТ и метрополитена) в РФ при возвращении пассажиропотоков на уровень 2019 г. авторы отчета оценивают в диапазоне от 471 до 634 млрд руб. в год, а доходы ГЭТ — в размере от 59,2 до 88,7 млрд руб. в год. Собственный инвестиционный потенциал ГЭТ на обновление подвижного состава и инфраструктуры оценен в отчете в размере 11,25—25,71 млрд руб. в год.

Александр Постников, партнер Strategy Partners комментирует: «Сегодняшний отчет — это не просто отчет о ситуации на рынке ГЭТ в 2022 г., хотя это тоже достаточно важная информация для специалистов отрасли. В данном отчете фактически представлена методика оценки требуемых вложений в обновление подвижного состава в зависимости от поставленных целей и задач государства. Сумма 500—650 млрд руб. до 2030 г., необходимая для обновления трамваев и троллейбусов, посчитана с учетом заданных в отчете целевых условий. Поставив в отрасли обоснованные цели, подтвержденные бюджетом, можно заключать долгосрочные контракты с производителями подвижного состава, развивать базу поставщиков комплектующих, в итоге снижая стоимость конечной продукции без снижения ее потребительских свойств».