Какой может быть динамика экономики России до конца десятилетия

| новости | печать

Ученые Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования подготовили два сценария ее развития.

Первый сценарий ЦМАКП — умеренно-оптимистический. Он отражает «горизонт возможного» — потенциальный масштаб экономического роста в случае сохранения благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и проведения стимулирующей экономической политики.

Второй сценарий консервативный, предусматривающий умеренное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и, соответственно, усиление «стабилизационной» составляющей в российской экономической политике.

По первому сценарию

В рамках умеренно-оптимистического сценария развития аналитики ЦМАКП предполагают сохранение интенсивного роста мировой экономики, отчасти опирающегося на финансовую поддержку рынков наиболее развитых стран, отчасти — на рывок в развитии интенсивно инвестируемых (хорошим примером они считают стратегию Евросоюза Global Gateway, которая направлена на инвестиционную экспансию ЕС в развивающиеся страны с дешевыми трудовыми ресурсами, в рамках логики «Африка сейчас — это новый Китай восьмидесятых»). Соответственно, выход США и ЕС из режима стимулирования роста в 2022 — 2023 гг. аналитики ЦМАКП ожидают мягким, без значимых последствий для роста.

Также в рамках данного сценария они учитывают, что в условиях инфляционной накачки рынков цены на нефть остаются довольно высокими, весь период балансируя в диапазоне 67—73 долл. за баррель (Urals).

Далее, энергопереход не оказывает масштабного воздействия на экспорт российской нефти, который стабилизируется в диапазоне 240—250 млн т в год — ниже пиковых значений 2016 — 2019 гг., когда он достигал 250—270 млн т, и природного газа — 215—225 млрд куб м соответственно, примерно на уровне 2017 — 2019 гг. Экспорт нефтепродуктов — на уровне 145—160 млн т в год, что соответствует 2013 — 2019 гг.

Высокий уровень поступлений от экспорта, согласно первому сценарию ЦМАКП, обусловливает низкие темпы ослабления рубля (с учетом покупки валюты в резервы Минфина РФ в рамках «бюджетного правила» и ускоренного роста импорта). Это, в свою очередь, создает условия для ускоренного подавления инфляции и, соответственно, перехода к стимулирующей денежно-кредитной и бюджетной политике.

В итоге, логика сценария, по словам его авторов, в целом может быть охарактеризована как «максимальное стимулирование при сохранении экономической сбалансированности».

По второму сценарию

В рамках консервативного сценария развития экономики ученые ЦМАКП предполагают, что рост мировой экономики замедляется, отчасти из-за перехода наиболее развитых стран к более консервативной финансовой политике, отчасти — из-за издержек энергоперехода, отчасти — из-за постепенного торможения экономики Китая. Соответственно авторы данного сценария ожидают, что практически весь период динамика мировой экономики будет ниже 3,5% в год, а к концу прогнозного периода снижается до 2,7—3,0%.

В IV квартале 2022 г. и в 2023 г. мировая экономика притормаживает из-за ожидаемого повышения ставки ФРС США. Прирост мирового ВВП оказывается заметно ниже восстановительного тренда, 4,0—4,3% в 2022 г. (против не учитывавшего это повышение прогноза МВФ в 4,4%) и 2,8—3,0% в 2023 г. (у МВФ — 3,8% соответственно).

Умеренный рост спроса мировой экономики на энергоносители (в том числе из-за ускоренного энергоперехода) и низкая долларовая инфляция ведут к постепенному снижению цен на нефть, вплоть до 52—55 долл. за баррель Urals в 2029—2030 гг.

Энергопереход в данном сценарии происходит ускоренно по сравнению с предшествующим и оказывает значимое влияние на российский экспорт нефти. К концу периода он снижается до 220—224 млн т (порядка –25 млн т по сравнению с умеренно-оптимистичным сценарием). Потери экспорта газа — значительно меньше (примерно –5 млрд куб. м к концупериода соответственно), но в любом случае, подчеркивают эксперты ЦМАКП, о поступательном росте и «обновлении рекордов» вывоза газа речи в данном сценарии не идет.

В нем его авторы считаю неизбежным кризис торгового баланса, ведущий к ослаблению рубля. Оно, в свою очередь, обусловливает высокий уровень инфляционного давления, что означает проведение консервативной денежно-кредитной политики. Одновременно напряженность в бюджетной системе ограничит и возможности фискального стимулирования роста.

В итоге, логику сценария в целом ученые ЦМАКП характеризуют как «максимальное обеспечение макроэкономической стабильности при сохранении экономического роста».

При этом ни в оптимистическом, ни в консервативном сценарии они не предполагают шоков ни «естественного» (например, циклического) характера, ни связанных с резким ужесточением санкционного режима. Соответственно, оба сценария, заключают их авторы, типологически являются вариантами «функционирования» экономики в более или менее жестких условиях, а не «адаптации» к шокам.