О чем говорят потребительские настроения

| новости | печать

Их динамика заставляет аналитиков делать тревожные выводы и прогнозы.

Данные Росстата, характеризующие потребительские настроения россиян в конце 2021 г., мы ранее уже представили, поэтому из их анализа Центром конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ значения соответствующих индикаторов напомним вкратце, а полное внимание уделим выводам и прогнозам ученых ЦКИ.

Основные итоги IV квартала 2021 г. по части потребительских настроений следующие:

  • индекс потребительской уверенности (ИПУ) снизился на 4 п.п. относительно предыдущего квартала до значения –23%;
  • улучшение личного материального положения за прошедший год отметили 8% респондентов, а его ухудшение — 39% (кварталом ранее — 9 и 35% соответственно);
  • улучшения личного материального положения в течение следующих 12 месяцев ожидают 9% респондентов, а ухудшения — 29% (кварталом ранее — 10 и 23%);
  • позитивно оценили произошедшие за год изменения в экономике России 7% участников опроса, негативно — 58% (кварталом ранее – 10 и 53%);
  • положительных изменений в экономике России через год ожидают 11% опрошенных, отрицательных — 43% (кварталом ранее — 15 и 35%).

И вот что из детального анализа обширного массива данных Росстата выводят эксперты ЦКИ.

Они констатируют, что негативная динамика результирующего индекса потребительских настроений и всех частных индексов, характеризующих материальное положение населения и экономические перестроения в стране, в конце 2021 г. наблюдается на фоне (оценочно) роста ВВП, ускорения экономического роста практически во всех базовых отраслях, а также в условиях акцентированного роста (на 3,2—3,4%) — впервые за последние восемь лет — реальных располагаемых денежных доходов населения.

Подобная разнонаправленность в динамике этих важнейших экономических показателей вызывает у авторов анализа определенное беспокойство. Они отмечают, что данные расхождения, тем более в таких масштабах, выявлялись крайне редко за все время наблюдения (с 1999 г.) и только в периоды повышенной экономической и социальной неопределенности.

Ученые ЦКИ полагают, что, скорее всего, на когнитивные ощущения респондентов, участвующих в потребительских опросах, оказывают влияние в том числе внеэкономические факторы — абсолютно непредсказуемый маршрут COVID-19 и усилившаяся в последнее время санкционная риторика на фоне обострившейся геополитической ситуации. По предположению авторов исследования, именно эти два фактора, наряду с менее значимыми, формируют высокий фон неопределенности среди населения и, соответственно, в некоторой степени смещают в отрицательную зону их оценки собственного материального состояния и развития экономики.

Второй неблагоприятной тенденцией, выявляемой в потребительских опросах продолжительное время, аналитики ЦКИ называют далеко не радужные экономические настроения в возрастной группе респондентов от 30 до 49 лет. В частности, в IV квартале прошлого года по сравнению с III кварталом сводный индекс потребительской уверенности в этой возрастной группе респондентов упал на 5 п.п. Авторы анализа считают, что с большой долей вероятности именно представителей этой группы населения можно преимущественно отнести к «среднему классу» — именно люди из этой возрастной страты, занятые в экономике, являются самыми производительными и инновационными и вносят наибольший вклад в создание ВВП страны, по крайней мере, в реальном секторе. 

При этом представители среднего класса зачастую не только помогают старшему и младшему поколениям, но и во многом формируют электоральное поведение всего гражданского общества. Поэтому рост уровня и качества жизни представителей среднего класса априори оказывает позитивное влияние на экономическое и социальное развитие любой страны. Тем более что в настоящее время Россия находится в довольно глубокой демографической яме, выраженной не просто в сокращении населения, но и в проблеме его старения и интенсивного сокращения численности самой производительной группы от 25 до 42 лет.

Ученые ЦКИ считают, что такой демографический переход будет, скорее всего, сопровождать население и экономику России ближайшие 7-9 лет (если принципиально не увеличится «миграционное сальдо») и почти наверняка замедлит темпы роста ВВП страны.

Эксперты напоминают, что старение населения всегда связано с дополнительным финансированием здравоохранения и государственных социальных услуг, а также заметно увеличивает бюджетирование пенсионной системы, оттягивая бюджетные вложения от реального сектора, инвестиций в высокие технологии и инновации и др.

Кроме того, пожилые люди заметно меняют свое потребительское поведение, как правило, сокращая финансовые затраты не только на дорогостоящие товары длительного пользования, но и на повседневные товары и услуги. Из чего авторы анализа заключают, что неминуемо сократится потребительский спрос, являющийся одним из основных факторов экономического роста: по данным Росстата, доля расходов на конечное потребление домашних хозяйств составляет примерно 50% в структуре ВВП страны.

В целях минимизации неизбежных потерь в экономике из-за серьезного демографического перехода эксперты ЦКИ считают необходимым уже в ближайшее время обеспечить рост реальных доходов всего населения хотя бы до уровня 2013 г. (несмотря на ожидаемый рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2021 г., их уровень к 2013 г. составит примерно –8%).

При этом авторы исследования указывают на принципиальную необходимость повысить уровень и качество жизни представителей среднего класса, что в значительной степени мотивирует этих людей к росту производительности труда. «Учитывая их производственный и инновационный потенциал, а также повышенную способность к принятию разумных предпринимательских рисков, без которых крайне сложно обеспечить экономическое развитие страны, реализация данной задачи непременно увеличит темпы роста экономики в целом», — пишут ученые ЦКИ.
Прогнозируя дальнейшую динамику сводного ИПУ в 2022 г., они отмечают, что многое будет зависеть от внеэкономических факторов — маршрута COVID-19 и возможных санкционных движений. Если ситуации по этим показателям будет благоприятная или даже консервативная, что авторы анализа считают наиболее вероятным сценарием, то по итогам 2022 г. они ожидают роста сводного индекса потребительской уверенности примерно на 4—6 п. п.

При этом эксперты призывают учитывать, что, оценивая текущее и ожидаемое состояние экономики страны, участники потребительских опросов вряд ли анализируют структуру российского ВВП тремя существующими методами, задумываются о состоянии счета текущих операций в платежном балансе страны или размышляют о постатейной структуре оттока капитала.

«Скорее всего, главным критерием для людей являются их доход и занятость, а также уровень бедности, дифференциация доходов среди населения и динамика цен (инфляция). Поэтому поведение сводного индекса в большей степени будет зависеть в 2022 г. от изменений именно этих показателей», — завершают свой анализ таким выводом ученые ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.