Россияне не спешат полностью переходить на потребительскую модель поведения

| новости | печать

Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил исследование о потребительских настроениях населения России в III квартале 2021 г.

В этот период приостановилось улучшение экономических настроений населения России, наблюдавшееся в течение двух предыдущих периодов, когда итоговый индекс потребительской уверенности (ИПУ) вырос с (-26%) в IV квартале 2020 г. до (-18%) во II квартале 2021 г. В III квартале индикатор вновь снизился на 1 п. п. и составил (-19%).

Негативная динамика ИПУ была обусловлена снижением двух из пяти его компонентов:

– ухудшились ожидания населения относительно изменений экономической ситуации в стране в течение следующих 12 месяцев. Ииндекс потерял 2 п. п. по сравнению с предыдущим кварталом;

– более заметно (на 3 п. п.) снизился частный индекс благоприятности условий для крупных покупок.

«Выявленное преломление тренда в потребительском поведении населения стало несколько неожиданным, ведь большинство официальных макро- и микро- индикаторов, наблюдаемых и публикуемых Росстатом, в последние полгода находились в позитивной динамике», – отмечает директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

По его словам, следует обратить внимание, что потребительским опросом за III квартал было выявлено еще две относительно негативные тенденции: снизился на 3 п. п. индекс благоприятности условий для крупных покупок и возрос на 1 п. п. индекс, характеризующий склонность к сбережениям. Причем два предыдущих квартала эти индексы имели противоположную динамику.

«Данные изменения означают, что пока население не предполагает полностью переходить на потребительскую модель поведения, а предпочитает частично оставаться в сберегательной парадигме, сформировавшейся в эпицентре коронакризисной атаки и «великой самоизоляции», – констатирует Георгий Остапкович.

При этом он не исключает, что, учитывая склонность россиян к приобретениям различных товаров и услуг ближе к концу года, индекс потребительской уверенности населения в IV квартале может улучшится.

В исследовании были использованы итоги опросов потребителей (домашних хозяйств), в которых приняли участие более 5 тыс. человек в возрасте от 16 лет и старше. Опросы ежеквартально проводятся Федеральной службой государственной статистики во всех субъектах РФ.