1. Главная / Новости 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| новости | печать | 256

Доля безналичного торгового оборота в III квартале составила 53,6%

Продолжение исследования развития безналичных платежей в России, проводимого лабораторией СберИндекс совместно с IT- компанией «Платформа ОФД», показало, что два квартала подряд доля безнала выше предполагаемых модельных уровней. Исследователи связывают это с боязнью потребителей касаться наличных.

Согласно исследованию СберИндекса и «Платформы ОФД», по итогам III квартала 2020 г. доля безналичного торгового оборота в расходах потребителей составила 53,6%. Этот уровень является нехарактерно высоким; нарушение обычной сезонности сохраняется второй квартал подряд. Причина такого отклонения исследователям понятна — потребители не желают лишний раз иметь дело с наличными средствами из-за рисков, связанных с коронавирусной инфекцией. Исследователи напоминают, что, согласно последним данным, COVID-19 живет на поверхностях купюр до четырех недель.

На фоне вызванного пандемией нарушения сезонности в динамике доли безнала в III квартале отметка 60% оказалась преодоленной уже в семи регионах, что является рекордом за всю историю наблюдений. На первом месте находится Республика Карелия (62,7% покупок по карте), далее с небольшим отставанием следуют Мурманская область и Республика Коми (62,5 и 62,0% соответственно). В целом все регионы из топ-10 уже вплотную подобрались к пороговому значению и, по ожиданиям авторов исследования, превысят его уже в I квартале 2021 г.

Средний темп увеличения доли безналичных платежей по сравнению с III кварталом 2019 г. сохранился на прошлогоднем уровне и составил 4,9 п.п.: возможности расплачиваться картой продолжают активно расширяться. По-прежнему выделяются Республики Хакасия и Саха, где прирост составил 10,3 и 9,3 п.п. соответственно.

Как и во II квартале, во всех десяти самых «безналичных» городах более 60% покупок были совершены по карте. Среди лидеров — Петрозаводск (63,7%), Апатиты (63,7%) и Сыктывкар (63,5%), общее количество городов с долей выше 60% достигло четырнадцати. Рекордные темы роста по отношению к III кварталу 2019 г. были зафиксированы в

Абакане, где увеличение составило сразу 13,3 п.п.

По данным «Платформы ОФД», в III квартале доля безналичных трат в основных потребительских категориях в целом снижалась относительно II квартала 2020 г. Это противоречит оценке экспертов СберИндекса (+0,2 п.п. квартал к кварталу), однако такая ситуация ими ожидаема. Во II квартале показатели существенно разошлись и доля безналичных расходов, основанная на анализе фискальных чеков, оказалась существенно выше результата, полученного по данным Сбербанка (59,7% против 53,4%). Ключевая гипотеза его аналитиков заключается в том, что это следствие увеличения «серого» сектора экономики во время режима самоизоляции. Теперь, после снятия ограничений, оценки доли безналичных расчетов вновь сближаются. Более жесткие ограничительные меры конца сентября не успели повлиять на общую картину III квартала, но могут стать важным фактором в IV квартале, считают эксперты Сбербанка.

В самых крупных потребительских сегментах («Магазины у дома», «Гипермаркеты» и «Супермаркеты») сокращение доли безналичных трат относительно «пандемического» квартала составило 1,7; 2,2 и 3,1 п.п. соответственно. Заметно упал показатель в категории «Одежда», но это исследователи связывают в первую очередь с возвращением офлайн-розницы.

Противоположная тенденция — в общепите. Здесь доля безнала стала еще выше, чем во II квартале. После периода массовых остановок отрасль более чутко следит за потребностями покупателя в удобных способах оплаты. Немалую лепту вносит сфера онлайн-заказов, где традиционно высока доля безнала. Также аналитики Сбербанка на рынке остались более подготовленные «белые» игроки, которые имеют соответствующие терминалы оплат.

Влияние пандемии также стало менее заметным в размере чеков. В тех категориях, которые работали во время самоизоляции, средние траты упали относительно II квартала 2020 г. Это авторы исследования связывают с изменением потребительской стратегии. В период наиболее существенных ограничений посетители магазинов старались приобрести максимальный набор товаров за один раз. По мере снятия ограничений такая необходимость отпала, и покупатели снова начали посещать большее количество торговых точек. В ресторанах, наоборот, стало больше заказов на несколько человек, а также возобновилось потребление более дорогих позиций.