Падение промпроизводства оказалось лучше ожиданий большинства аналитиков

| новости | печать

Оценивая данные Росстата о сокращении промышленного производства в прошлом апреле, эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования отмечают, что результат оказался значительно оптимистичнее ожиданий большинства аналитиков. Причем оценки ЦМАКП даже лучше официальных.

В аналитической записке руководитель направления реального сектора Владимир Сальников и ведущий эксперт ЦМАКП Дмитрий Галимов напоминают, что данные Росстата в апреле ожидаемо зафиксировали спад промышленного производства — индекс к соответствующему периоду предшествующего года составил в апреле 93,4% после 100,3% в марте. Индекс к предшествующего месяцу (с устранением сезонности) оценивается статведомством в 94,3%. В результате объем выпуска вернулся на уровень первой половины 2018 г.

Эксперты ЦМАКП отмечают, что реальность оказалась заметно лучше ожиданий большинства аналитиков, целый ряд которых предполагали снижение на 10% или даже более. По оценке же ЦМАКП, индекс к соответствующему периоду прошлого года составил в апреле 95,4%, а к марту текущего года (с устранением сезонного фактора) — 96,7%, то есть лучше, чем у Росстата.

«Антилидерами», с наиболее упавшим производством, стали сектора, выпускающие потребительские товары длительного пользования, одежду и обувь, а также отдельные товары инвестиционного спроса, прежде всего, автотранспортную технику. Второй эшелон пострадавших — дальше по производственной цепочке — производители соответствующих сырья и материалов.

Авторы записки отмечают уникальную особенность, связанную с характером кризиса — сильное снижение производства нефтепродуктов из-за падения мобильности населения, а также рост производства в фармацевтике.

Более детально, на уровне отдельных видов деятельности, в апреле 2020 г. аналитики ЦМАКП выделяют следующие особенности динамики выпуска:

· сохранение практически стабильных (на мартовском уровне) объемов добычи углеводородов (как нефти, так и газа);

· маятниковое снижение производства пищевых продуктов после ажиотажных «предкарантинных» закупок населением в марте, апрель к марту: –0,5% после +1,1% в марте (здесь и далее сезонность устранена);

· сохранение в целом стабильных объемов выпуска в химической промышленности (в основе этого — устойчивый спрос на минеральные удобрения, занимающие в выпуске всей химии свыше 2/3);

· падение производства стройматериалов и стекла (на 11,2% к марту);

· неожиданное — на фоне очевидных серьезных проблем у основных покупателей на внутреннем рынке — слабое уменьшение выпуска в металлургии (–2,3% к марту); фактором, поддержавшим выпуск, стало наращивание экспортных поставок;

· ограничения мобильности обусловили появление «нового пострадавшего» в нынешний кризис — производства нефтепродуктов (–6,6% к марту);

· снижение производства практически по всему спектру машиностроительной продукции; в антилидерах — производство автотранспортных средств (двукратный спад к марту и почти трехкратный — к апрелю 2019г.);

· среди потребительских товаров, помимо упомянутых автотранспортных средств, основные проблемы — в производстве бытовых приборов, спорттоваров (двукратный спад к марту), ювелирных изделий, мебели (уменьшение почти на треть).

Судя по оперативным данным (электропотребление, перевозки РЖД), авторы анализа делают вывод, что уже к концу апреля началось ослабление ограничений в мобильности населения и восстановление экономической активности, которое продолжилось в мае. Этот фактор будет действовать в сторону положительного дрейфа индекса производства в мае. С другой стороны, ожидают эксперты ЦМАКП, начнется снижение добычи нефти, а также спроса на ряд других сырьевых товаров. Таким образом, заключают они, итоги мая могут оказаться хуже апрельских, но не слишком значительно (на 0,5—1,5% п.п.).